Мерилин Мэнсона помните? Так вот, по меркам XIX века он воспринимался именно так.

Мерилин Мэнсона помните? Так вот, по меркам XIX века он воспринимался именно так.

Уолтер Гривз "Портрет Джеймса Уистлера".Уолтер Гривз "Портрет Джеймса Уистлера".

Ходил по улице с ядовито-лимонным зонтом вместо трости, надевал пурпурные носки и украшал карман пиджака розовым платком.

Дерзкий высокомерный выскочка и эпатажник, считали они.

Его зовут ДЖЕЙМС Эббот Макнил УИСТЛЕР и вы все его знаете, потому что "Аранжировка в сером и черном" (Мать художника, 1871) давно стала поп-культурным мемчиком, наравне с "Криком" Мунка, "Золотой Аделью" Климта, "Моной Лизой" да Винчи и "Девушкой с жемчужной сережкой" Вермеера (дадада, именно ее Мистер Бин "умыл" растворителем, именно она встречается в альбоме с репродукциями в "Симпсонах", именно ее припоминали в комедии "Голый пистолет", именно ей посвящали свои мелодии Кол Портер, Джон Леннон и Клод Дебюсси).

И именно эта картина вместе с "Американской готикой" Вуда и "Миром Кристины" Уайета входит в тройку лучших американских картин по версии американцев. И не важно, что хранится она в Париже, а написана была в Лондоне 😂 (в штате Пенсильвания, в городе Ашленд, в 1937 году даже установили памятник этой, наверное, самой сдержанной работе художника — перевели плоское изображение Анны Уистлер в бронзу).

Мерилин Мэнсона помните? Так вот, по меркам XIX века он воспринимался именно так.

Джеймс Уистлер "Аранжировка в сером и черном №1" (Мать художника), 1971. Музей д’Орсе, Пари.Джеймс Уистлер "Аранжировка в сером и черном №1" (Мать художника), 1971. Музей д’Орсе, Пари.

Вообще-то это должен был быть портрет совершенно другого человека — юной Мэгги Грэхем, дочери очень важного господина из парламента, но она не выдержала многочасовых сеансов и в какой-то момент просто не пришла. Так 67-летняя матушка художника и по совместительству его же арт-диллер стала негласным "лицом" всех американских матерей.

Дело в том, что Уистлер — исследователь. Очень и очень дотошный, если не сказать занудный. Его заботила форма, тонкие вариации цвета, выверенность композиции — оптическая, музыкальная и математическая ГАРМОНИЯ (Анна Уистлер стояла два или три дня как статуя, позируя своему отпрыску, пока сынок не сжалился над ней и не усадил в кресло; но то матушка, с юной барышней он, видимо, был менее учтив).

Главное кредо нашего эстетствующего денди с отвратительным характером (он был очень высокомерен и эгоистичен) — "писать с натуры лучше всего дома".

Т.е лучше всего писать по памяти — по впечатлению не сиюминутному, а уже отрефлексированному, проанализированному, а масло имитировать под прозрачную акварель.

А теперь представьте себе критиков второй половины XIX века (то была в Англии эпоха прерафаэлитов, а во Франции — всяких Бугро и Ко) — царство плоского изображения, полупрозрачная краска и эти его носки… вычурная эстетическая дичь, считали они.

Когда в 1863 году Уистлер принял участие в знаменитом Салоне отверженных, то стал вторым "юродивым" после Мане. Если "Завтрак на траве" преимущественно ругали за сюжет, то уистлеровскую "Симфонию в белом № 1. Девушку в белом" за варварскую цветовую гамму (белое на белом, срам то какой — эх, не видели они Малевича 😂)

Мерилин Мэнсона помните? Так вот, по меркам XIX века он воспринимался именно так.

Джеймс Уистлер "Симфония в белом № 1. Девушка в белом" (Портрет Джоанны Хиффернан), 1862. Национальная галерея искусства, Вашингтон.Джеймс Уистлер "Симфония в белом № 1. Девушка в белом" (Портрет Джоанны Хиффернан), 1862. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Более того, разделяя бодлеровское учение о синестезии, Уистлер по аналогии с музыкой называл свои портреты "симфониями" и "импровизациями" — что это вообще за названия такие, считали они и раздавали Уистлеру тумаки направо и налево.

Ну и пощечина общественному вкусу — сюжет для Уистлера всегда был только поводом. Содержание его работ — цвет, форма и ГАРМОНИЯ красок и линий.

Когда художник в 1871 году представил "Аранжировку в сером и черном" на выставке Королевской академии искусств в Лондоне, то, само собой, был презренно отвергнут, хотя, казалось бы, что тут отвергать. А вот что — палитра вялая и сюжет невнятный.

Хотелось хлеба и зрелищ, а получили пуританский образ — пятьдесят оттенков старости.

Мерилин Мэнсона помните? Так вот, по меркам XIX века он воспринимался именно так.

Потому что перед нами в первую очередь не портрет, а именно ГАРМОНИЯ, аранжировка — тонкие вариации черного, серого, грязно-зеленого, с примесью коричневого и глухого синего, цветов… скрупулезная выверенность композиции, строгая дотошная симметрия (что угодно, только не фамильный портрет; сам художник, к слову, картину "Портретом матери" не называл и его очень злило, когда знакомые говорили, будто сходство получилось потрясающим).

Нет, Уистлер не символист — тогда еще и направления то такого сформировано не было. Его традиционно обзывают тоналистом — не направление, а тенденция, причем тенденция американская. Такой выход к современному на тот момент искусству в обход импрессионизма.

Живописный джаз, если хотите, когда вроде и цвет простой, и тема несложная, но этот вот серо-черно-серый или белое платье на белом фоне и белые тени на белых стенах — множество оттенков и нюансов. А эти невозможно зеленые большие глаза и рыжие волосы? Или эти пятна синего и коричневого там, внизу, у ног!

Мерилин Мэнсона помните? Так вот, по меркам XIX века он воспринимался именно так.

А его "Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета" (1875) — это тот самый "домашний пленэр", отрефлексированное воспоминание (о ночном фейерверке близ Темзы). Почти абстракция, но не формализм, а именно цветовая ГАРМОНИЯ.

Мерилин Мэнсона помните? Так вот, по меркам XIX века он воспринимался именно так.

Джеймс Уистлер "Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета", 1875. Детройтский институт искусств, Детройт.Джеймс Уистлер "Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета", 1875. Детройтский институт искусств, Детройт.

Авторитетный арт-критик, художник, историк искусства, Джон Рескин, заметив картину в одной из лондонских галерей, заявил: "Не думал, что… самодовольный скоморох станет требовать двести гиней за то, что плеснул из горшка с краской в лицо публике" (Уистлер подал в суд на Рескина, выиграл его, но стал банкротом, потому что судебные тяжбы — дело неблагодарное).

Кстати, непринятая в Англии "Аранжировка в сером и черном" была благосклонно встречена во Франции — ее приобрел Люксембургский музей (потом она перешла в Лувр, потом в Музей д’Орсе, где и хранится по сию пору).

Да и самого художника в конце концов приняли (появились художественные радикалы постимпрессионисты — Уистлер на их фоне был более слаб, чем смел). В 1884 году его избрали почетным членом Академии художеств в Мюнхене, в 1892-м наградили Орденом Почетного Легиона в Париже.

Мерилин Мэнсона помните? Так вот, по меркам XIX века он воспринимался именно так.

Джеймс Уистлер "Композиция в желтом и сером: Эффи Динс", 1870-ые. Государственный музей, Рейксмузей, Амстердам.Джеймс Уистлер "Композиция в желтом и сером: Эффи Динс", 1870-ые. Государственный музей, Рейксмузей, Амстердам.

Мерилин Мэнсона помните? Так вот, по меркам XIX века он воспринимался именно так.

Джеймс Уистлер "Ноктюрн: Серый и золотой — канал, Голландия", 1880-ые. Галерея искусств Фрира и Галерея Саклера, ВашингтонДжеймс Уистлер "Ноктюрн: Серый и золотой — канал, Голландия", 1880-ые. Галерея искусств Фрира и Галерея Саклера, Вашингтон

Мерилин Мэнсона помните? Так вот, по меркам XIX века он воспринимался именно так.

Джеймс Уистлер "Ноктюрн", 1877. Хантерианский музей, Глазго.Джеймс Уистлер "Ноктюрн", 1877. Хантерианский музей, Глазго.

Нет, нет. Не спешите ставить крест на нашем герое, в 1880-х он тоже успел отличиться — стал куратором своих выставок. Читайте революционером, ибо до него так серьезно никто не подходил к вопросу экспонирования: он сам придумывал сценарии для открытия выставок, выбирал цвета, в которые надлежало покрасить стены, развеску картин… наряжал сотрудников в желтые ливреи, они же, встречая гостей, вручали им желтые галстуки-бабочки, а сам Уистлер, традиционно, являлся на открытие в желтых носках.

источник

Ваш комментарий