В последнее время часто натыкаюсь в соцсетях на снимки микромобилей – крохотных машин, которые выпускали в 40 – 60-х годах XX века. Автопроизводители экспериментировали с формой, размером и ценой «малюток». Желающие купить всегда находились, хотя по-настоящему массовыми такие авто не стали. Оно и понятно: чем больше было машин на дорогах, тем выше ценилась безопасность, а не компактность. Однако любопытные снимки остались и их очень интересно разглядывать сегодня.
Токио, 1947 год. Фото: Чарльз Горри/AP Photo/Добросовестное использование. Токио, 1947 год. Фото: Чарльз Горри/AP Photo/Добросовестное использование.
Особый интерес у меня вызвал вот этот снимок, сделанный в Токио 21 декабря 1947 года. Кадр снял известный американский фотограф Чарльз Горри и, собственно, вся информация, что удалось найти, размещена в развернутом описании к снимку. Если верить тексту, крохотный автомобиль был создан бывшим пилотом-камкадзе (не спрашивайте меня, как он уцелел, видимо, вылет отложили), и способен набирать скорость почти до 50 километров в час. Более того, перед нами – электромобиль, который может катать по городу до шести часов без подзарядки. Стоило это чудо 2400 долларов.
Fuji Cabin. Фото (здесь и далее): промо-материалы автомобилей. Fuji Cabin. Фото (здесь и далее): промо-материалы автомобилей.
В то время Япония находилась под контролем американцев, поэтому не удивительно, что регулировщик – рядовой Джексон Нили. Впрочем, это к делу не относится. «Камикадзе»-мобиль не стал популярным выбором в стране восходящего солнца. Тем не менее, в японских соцсетях кадр мелькает часто и всегда собирает уйму комментариев. Кстати, были в стране и другие попытки наладить производство мотоколясок – например, в 1957 – 58 годах выпускали трехколесные Fuji Cabin с одной единственной фарой. С конвейера сошло меньше сотни штук, потому что качество малюток оставляло желать лучшего, да и цена кусалась.
Ума не приложу, как можно было вдвоем уместиться в Isetta?!Ума не приложу, как можно было вдвоем уместиться в Isetta?!
В Европе после второй мировой тоже полюбили микромобили, нечто среднее между машиной и мотоциклом. В Германии балансировавшая на грани банкротства компания BMW купила лицензию у итальянцев на производство микромобилей «Изетта» и спаслась от разорения. Крохотная и не «прожорливая» машина с одной-единственной дверью, к которой был приделан руль, в условиях дефицита бензина оказалась очень востребованной. До 1964 года BMW продал свыше 150 тысяч «пузырей» (так их прозвали из-за формы).
А, ну да, дорогой, только весел нам и не хватало в этой машине! А, ну да, дорогой, только весел нам и не хватало в этой машине!
Особенно микромобили стали популярны в Великобритании, где на трехколесный транспорт распространялись налоговые льготы. Тут нельзя не вспомнить одноместный Peel P50, даже попавший в книгу рекордов Гиннеса, как «самый маленький серийный автомобиль». Он весил меньше 60 килограммов, разгонялся тоже до шестидесяти и стоил 200 фунтов. Задней передачи нет, зато есть рукоять сзади, за которую машину можно было оттащить куда угодно.
Peel P50 можно было затащить хоть к себе в прихожую. Peel P50 можно было затащить хоть к себе в прихожую.
Если честно, я с трудом представляю, как можно поместиться внутри таких крошек, но в сети хватает подробных роликов. Даже Джереми Кларксон из Top Gear в одной из передач влез в Peel P50, а ведь он ростом за 190 сантиметров. Кстати, в вы бы рискнули покататься на микромобиле? Какие эмоции вызывают у вас старые фотографии «пузырей» на колесах? Поделитесь впечатлениями в комментариях!