Mariano Fortuny y Marsal, 11 июня 1838–1874, Испания) — представитель романтического ориентализма, прожил всего 36 лет, но был в своё время настоящей звездой, причем далеко за пределами родины, в том числе и в России. Хотя, может быть, сейчас у нас более известен его сын — дизайнер и модельер XX века, тоже Мариано Фортуни. А в XIX веке Павел Чистяков, лучший из русских педагогов живописи и рисунка, на занятиях по акварели вдохновлял своих учеников работами Фортуни. В его мастерской Михаил Врубель был удостоен прозвища «Фортуни» за акварельную технику, напоминающую приемы испанского мастера.
Сам Михаил Врубель в одном из писем так описывает свою работу над акварелью «Натурщица»: «…Акварель, если будет так идти, как идет, то будет действительно вроде дорогой работы Фортуни, кличка которого все более за мною утверждается в Академии».
Не только на Врубеля повлиял Фортуни. Серов также обращал свое внимание на испанца, Репин и Поленов восторженно отзывались о нем. Вот слова Поленова, который посетил в 1875 году в Париже посмертную выставку работ Фортуни: «…меня лично охватил и поглотил один художник, произведения которого составляют, по моему пониманию, самую высокую точку развития нашего искусства; он, как мне кажется, есть последнее слово художественности в живописи в настоящее время „…“ Он соединяет со строжайшим, но не условно мертвым академическим, а жизненным рисунком, с неуловимо тонким реальным, хотя и личным, чувством цвета (его картины, если так можно выразиться, серебристо-перламутровые) самое правдивое сопоставление предметов, как оно в живой действительности только и бывает, и потому до поразительности новое и своеобразное».
Репин тоже был впечатлен: «Фортуни поразил всех современных художников Европы недосягаемым изяществом в чувстве форм, колорите и силе света».