1889г. Холст, масло. Размер: , 194×104 см. Художественная галерея Аткинсона, Саутпорт (Atkinson Art Gallery, Southport)
Лили́т — первая женщина и жена Адама в каббалистической теории. Она была сотворена из земли, также как и мужчина, а потому она возжелала быть свободной и равной ему, а не покоряться. Соблазнительная и свободолюбивая женщина была неугодна Богу, сотворившему ее. Произнеся запретное имя Создателя, Лилит волшебным образом исчезла. Адам стал умолять Бога вернуть ему жену, и тот послал своих ангелов за ней. Но женщина не возжелала возвращаться к мужу, избрав одинокую жизнь демонессы. Это контрастирует с библейским повествованием о Еве, как о первой и единственной жене Адама, произошедшей из его ребра.
Существует множество версий дальнейшего существования Лилит. Согласно преданию, расставшись с Адамом, она стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В мифологии Древней Месопотамии подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»). Так или иначе, Лилит стала олицетворять собой зло, ночные кошмары, стала причиной смерти детей и женского бесплодия. В некоторых вариантах именно она была тем змеем, который соблазнил Еву.
Обнаженная Лилит Кольера стоит посреди Эдемского сада и смотрит на обнимающего и скользящего по ее телу змея. Он обвивает ее правую ногу, обхватывает бедра и поднимается к самому лицу женщины, которая поддерживает его тяжелое туловище. Золотые волосы водопадом спускаются вдоль тела, делая образ еще более манящим. Лилит любовно и мягко глядит на змея, как бы зная, что он не опасен ей.
Змей — один из древнейших символов, с удивительно широкой трактовкой. Но христианская символика дает этому земноводному более узкий круг значений — коварство, мудрость и грехопадение. Именно змей стал причиной того, что человечество потеряло свой Эдем.
Кольер был первым художников XIX века, позволившим себе так откровенно и призывно изобразить «могущественную и злую искусительница». Лилит Кольера —«абсолютное зло или воплощенная женственность». Художник создал уникальный образ кабалистической Афродиты, который уверенно вошел в современную европейскую культуру, сделав противоречивую героиню иудейской мифологии обольстительной женщиной, воплощением страсти и вожделения.