1873 г. Холст, масло. Размер: 95 x 140 см. Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Поздние композиции А.К. Саврасова зачастую были мрачны как по содержанию, так и по цветовому решению. В противоположность им пейзажи 1870-х годов наполнены жизнерадостностью, светлой надеждой и чувством гармонии.
Весна — переходное время в жизни окружающего мира — была любимым сезоном Алексея Саврасова. Художник всегда наполнял серые пейзажи средней полосы России неожиданно теплыми тонами и мягкими оттенками в своих работах.
На картине «Весенний день» в снежное безмолвие ранней весны начинает возвращаться жизнь: лучи солнца согревают голые деревья, снег тает, по небу плывут облака.
На среднем плане видна группа деревьев, отделенная изгородью от воды, и дорожка, ведущая к человеческому жилью. Чуть дальше расположен лес. В правой части картины притаилось еще несколько деревьев, застигнутых приходящей весной врасплох. Над красотой знакомого пейзажа раскинулось нежно-голубое небо.
Саврасов любил изображать весну еще и потому, что в это время года местность, не загроможденная бурной растительностью, как летом, но и не безжизненная, как зимой, хорошо просматривается. В каждой детали чувствуется любовь автора к родной природе.