Красота по-американски: Виллем де Кунинг.

Красота по-американски: Виллем де Кунинг.

«Женщина I», Виллем де Кунинг .1952«Женщина I», Виллем де Кунинг .1952

Кто и для чего придумал абстрактный экспрессионизм, уже не так важно. Шедевр, о котором мы говорим сегодня, создан более 70 лет назад, но можно ли считать его классикой – вопрос открытый.

Вторая половина ХХ века в западном искусстве – это время радикальных экспериментов. Все художники и скульптуры враз будто позабыли о громадном культурном достоянии времен античности, Ренессанса, Классицизма и так далее.

Красота по-американски: Виллем де Кунинг.

Виллем де КунингВиллем де Кунинг

Живописи присуждаются новые требования – одна должна толковать со зрителем о насущном, заставлять его размышлять, шокировать его. К тому же, в тот момент, когда картина была создана (а это 1950е гг. ХХ века) в моде был абстракционизм.

Американский художник Виллем де Кунинг совместил запрос публики на абстракционизм с извечным и, наверное, самым распространенным в искусстве сюжетом – женской фигурой. Правда, такая «венера» понравилась далеко не всем.

Красота по-американски: Виллем де Кунинг.

Композиция. 1955Композиция. 1955

На де Кунинга обрушилась волна хейта, его пытались уличить в женоненавистничестве, маргинальном искусстве, уходе в примитивизм, бездарности и многом чем еще. Однако элита и художественные критики приняли творчество гораздо лучше, ведь они уяснили философию художника.

Красота по-американски: Виллем де Кунинг.

«Женщина III», Виллем де Кунинг«Женщина III», Виллем де Кунинг

Казалось бы, какая в этом уродливом изображении может быть философия, не так ли? Но сам художник писал, что в этой серии картин (да, такая леди была не одна, серия состояла из шести картин, созданных с 1950 по 1953 год), он исследовал не предметный мир, а силу и возможности красок и оттенков.

Красота по-американски: Виллем де Кунинг.

«Женщина I», Виллем де Кунинг .1952«Женщина I», Виллем де Кунинг .1952

То есть, все шесть женских фигур по сути – профессиональные размалевки, подложка искусства, внезапно и неминуемо принявшего облик женщины. Отсюда следует, что искусство и женщина неразрывно связанные и взаимопроникающие понятия. О каком женоненавистничестве может идти речь в таком случае?

Конечно, искусство ХХ века – вещь сложная и многоуровневая, размышлять о нем трудно, понимать еще труднее. Но в таких случаях не стоит забывать, что каким бы оно ни было, искусство создано человеком и для человека, и обязано ему служить, не взирая на века и эпохи. А значит, объяснить любую картину сумеет каждый зритель и будет непременно, по-своему, прав.

источник

Ваш комментарий