«Женщина I», Виллем де Кунинг .1952«Женщина I», Виллем де Кунинг .1952
Вторая половина ХХ века в западном искусстве – это время радикальных экспериментов. Все художники и скульптуры враз будто позабыли о громадном культурном достоянии времен античности, Ренессанса, Классицизма и так далее.
Виллем де КунингВиллем де Кунинг
Живописи присуждаются новые требования – одна должна толковать со зрителем о насущном, заставлять его размышлять, шокировать его. К тому же, в тот момент, когда картина была создана (а это 1950е гг. ХХ века) в моде был абстракционизм.
Американский художник Виллем де Кунинг совместил запрос публики на абстракционизм с извечным и, наверное, самым распространенным в искусстве сюжетом – женской фигурой. Правда, такая «венера» понравилась далеко не всем.
Композиция. 1955Композиция. 1955
На де Кунинга обрушилась волна хейта, его пытались уличить в женоненавистничестве, маргинальном искусстве, уходе в примитивизм, бездарности и многом чем еще. Однако элита и художественные критики приняли творчество гораздо лучше, ведь они уяснили философию художника.
«Женщина III», Виллем де Кунинг«Женщина III», Виллем де Кунинг
Казалось бы, какая в этом уродливом изображении может быть философия, не так ли? Но сам художник писал, что в этой серии картин (да, такая леди была не одна, серия состояла из шести картин, созданных с 1950 по 1953 год), он исследовал не предметный мир, а силу и возможности красок и оттенков.
«Женщина I», Виллем де Кунинг .1952«Женщина I», Виллем де Кунинг .1952
То есть, все шесть женских фигур по сути – профессиональные размалевки, подложка искусства, внезапно и неминуемо принявшего облик женщины. Отсюда следует, что искусство и женщина неразрывно связанные и взаимопроникающие понятия. О каком женоненавистничестве может идти речь в таком случае?