История жизни Клода Моне, какой бы биограф за нее ни брался, редко обходится без офтальмологических откровений и медицинских загадок. Моне страдал прогрессирующим ухудшением зрения с 27 лет. Он был здоров и крепок, вынослив и энергичен, но с каждым годом видел все хуже. Хрусталик тускнел и мутнел, его фантастически настроенная природой сетчатка получала меньше света, цвета виделись блеклыми и унылыми, на весь окружающий мир как будто набросили желтоватый фильтр. Многие исследователи и его современники видели связь происходящего с пленэрной работой и влиянием прямого света.
Клоду Моне было 72, когда врачи вынесли заключение: катаракта обоих глаз, острота зрения левого глаза — одна десятая нормы, правый глаз способен различать только свет. Всего таких операций на правом глазу Клода Моне доктор Кутла провел три. Но ожидаемого результата они так и не принесли: мир снова поплыл перед его глазами.
После экстракции катаракты художник обнаружил, что зрение улучшилось, особенно если он закрывал один глаз, обычно левый. В тот период Моне жаловался, что, смотря левым глазом, пораженным катарактой, он видел все в слишком желтых красках, в то время как, смотря прооперированным правым глазом, он видел мир в насыщенном голубом цвете. Мозг, не в силах совместить два изображения, показывал раздвоенную картинку. Некоторые картины были написаны то с одним закрытым глазом, то с другим. Разница между двумя видами иногда поразительна. Первая картина – «Венеция. Закат», Уэльс. Вторая написана по памяти — «Венеция. Сумерки», Токио.
Катаракта заставила Моне верить не зрению, а воображению. Свои последние шедевры художник создаст уже практически слепым, когда сетчатка перестала работать. Это 8 огромных панно, которые в овальных залах Музея Оранжери создают ощущение пронизывающей, баюкающей, гулкой, обволакивающей водной бесконечности. Они были написаны 86-летним художником без хрусталика в правом глазу и с катарактой на левом.