Когда произведение изобразительного искусства нацелено на создание эпичного, монументального образа, то это необходимо сразу закладывать в композиции произведения.
Один из самых употребляемых методов композиции – показ фигуры во фрагментарном плане. В этом случае объект кажется значительным и большим, чем показанный целиком. Это основано на законе зрительного восприятия человека.
Фото из свободных источников. Д. А. Сикейрос "Автопортрет".Фото из свободных источников. Д. А. Сикейрос "Автопортрет".
Так же срабатывает и композиционный прием, когда предметы или фигуры изображаются в укрупненном масштабе, то есть занимают почти всю поверхность холста при минимальном пространстве справа и слева, сверху и снизу. Эффект тесноты, выпадения из поверхности подчеркивает размер и монументальность.
Если нужно передать эпический простор в панорамном пейзаже, развернутом по горизонтали, то необходимо наличие боковых преград в виде зданий, деревьев или других предметов. Так же очень выразительно смотрится многоплановость пейзажа, где контрастность и насыщенность цвета ослабевает от плана к плану.
Фото из свободных источников. Дейнека "Оборона Петрограда".Фото из свободных источников. Дейнека "Оборона Петрограда".
Правильное использование вертикалей и горизонталей в композиции тоже позволяет усилить монументальность изображения. Так использование ритмов вертикальных направлений подчеркивает состояние величия, парадности и приподнятости образа. Их усиливает и подчеркивает горизонталь в композиции.
Диагональные линии в композиции необходимы для создания эффекта движения. Они усиливают или ослабляют движение. Классический пример на использование диагонали в композиции мы видим в картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».
Фото из свободных источников. П.П. Оссовский "Набат".Фото из свободных источников. П.П. Оссовский "Набат".
Там направление движения саней, бегущий мальчик и расположение отдельных фигур, толпы вокруг дано точно по диагонали, из нижнего правого угла картины в верхний левый. Это позволяет зрителю ощущать движение, заставляет оживать все полотно, хотя движение здесь чуть замедлено.
Фото из свободных источников. В. Серов "Боярыня Морозова".Фото из свободных источников. В. Серов "Боярыня Морозова".
Тут нужно учитывать, что зрительное восприятие, связанное с нашей привычкой читать и писать слева направо, активизирует, усилит восприятие движения, если оно расположено по диагонали слева направо или параллельно плоскости картины. В обратном случае справа налево – движение замедляется.
Фото из свободных источников. Н. Н. Оссовский. "Золотые купола Кремля".Фото из свободных источников. Н. Н. Оссовский. "Золотые купола Кремля".
Для создания монументальности образа часто принимают низкий уровень горизонта, тогда предметы и фигуры кажутся больше и значительнее. Важно использовать и обобщение образа. В эпичном и монументальном образе нет места избыточной детализации, суете.
Нужно помнить, что монументальные вещи должны читаться с большого расстояния. Здесь очень важен точный рисунок силуэта, контрастный и выразительный. Никаких полутонов и мягкости. Только четкий и внятный рисунок и лаконичная живопись, немного ограниченная в цвете.
Фото из свободных источников. В. А. Серов. "Портрет М.Н. Ермоловой".Фото из свободных источников. В. А. Серов. "Портрет М.Н. Ермоловой".
Очень важен для создания монументального образа и формат картины. Ведь на камерном размере невозможно сделать эпичную работу. Поэтому художники монументалисты любят большие форматы.
Конечно, на больших форматах есть своя методика ведения живописи, но об этом в следующих статьях.
Подписывайтесь на мой канал, мы продолжим разговор о живописи, проблемах изобразительного искусства, о художниках и их методах работы.