тур. Jak Ihmalyan, 30 июня 1922-1978) — армянский советский художник. Жак Ихмальян:
» Картина должна быть или абсолютной или очень бурной. Чувство, владеющее художником во время работы, должно наполнять картину. Именно в цельности этого чувства и заложена, на мой взгляд, цельность картины, ее сила, правда, настоящий лаконизм. Мой метод работы — попытаться объединить две неопровержимые реальности — конкретную и абстрактную. Я думаю, что в результате столкновения этих двух реальностей рождается искусство.
Большое искусство — это самое идеальное и самое прекрасное переплетение абстрактного и конкретного. Это можно найти и у Рембрандта и у Пикассо. Однако понятие об этом у каждого художника свое. Проблема состоит и том, чтобы найти разумную меру этому переплетению. Решение проблемы зависит от характера художника. для меня во время работы вдруг возникает задача очень определенная: я должен усугубить асимметрию головы, туловища, руки, кисти, стены, стола, окна, стула. То есть ради композиции, с целью усиления правды я деформирую пропорции фигур.
Я уверен, что искусство — это такое приближение к правде, что оно порой даже сильнее самой правды. Сильнее, так как оно отрешено от мелочей, более целостно, более наполнено чувством и переживанием. Поэтому правда, не вдохновляющая художника, не может взволновать никого.»
«Обычно художнику трудно говорить о себе и своем творчестве. Только картины, созданные художником, могут сказать о нем, о его личности и мастерстве. Я, к примеру, пишу то что чувствую, и не стараюсь украсить свои чувства, потому что украшения всякого рода похожи на пустые красивые слова — это внешняя оболочка, которая мешает разглядеть истинное лицо художника.
Я стремлюсь в самой простой форме выразить свои чувства и мысли и в то же время не впасть в примитивность. Я воспринимаю природу, все видимое, человека, дружбу, отношения, между людьми, весь окружающий мир только как источник вдохновения, и мое восприятие всего этого в самой откровенной форме выражаю на холсте.
Я знаю, что художник творит не только в тот момент, когда стоит у мольберта с кистью в руке, он творит каждый миг и любом месте, творит мысленно — без кисти и без холста. Основой искусства я считаю искренность. Любая фантазия может стать правдой искусства только при одном условии, если художник искренен.
Порой я должен вообразить себе холст некой старой, растрескавшейся стеной — я даю волю своей фантазии. Для меня краски — это цветы. Как мы помещаем в вазу цветы, так распределяю я свои цветы-краски в прямоугольнике холста. Скомпоновав цветные и бесцветные пространства, я наношу бесцветный рисунок на цвет и цветной рисунок на не закрашенную поверхность. Рисунок в этом случае как бы скрывает непристойность не закрашенного холста. Если все задуманное удается — я счастлив, если же нет — то да поможет нам Бог!»
«Мне хочется добиться выразительности методом исключения. Это испытанный прием. Только главное! Только главное! – я часто повторяю эти слова во время работы»
«Любая фантазия может стать правдой искусства только при одном условии — если художник искренен», — говорил Ихмальян.
И эту искренность Жак Ихмальян сумел сохранить несмотря на очень непростые обстоятельства жизни — тюремное заключение (по политическим мотивам), пытки, вынужденные переезды (художник успел пожить в Сирии, Ливане, Бейруте. Польше, Китае — пока не остался жить в Москве), ограниченные возможности выставляться и творить. Жак Ихмальян зарабатывал на жизнь преподаванием языка, а создавал свои картины в тесной мастерской при электрическом свете.
Иногда художнику не хватало денег даже на краски — и потому ряд работ Жак Ихмальян написал битумным лаком. Эта манера стала такой же частью авторского стиля, как у Пиросмани — чёрная клеёнка, которую он использовал вместо холста.
тур. Jak Ihmalyan, 30 июня 1922-1978) — армянский советский художник. Жак Ихмальян:
» Картина должна быть или абсолютной или очень бурной. Чувство, владеющее художником во время работы, должно наполнять картину. Именно в цельности этого чувства и заложена, на мой взгляд, цельность картины, ее сила, правда, настоящий лаконизм. Мой метод работы — попытаться объединить две неопровержимые реальности — конкретную и абстрактную. Я думаю, что в результате столкновения этих двух реальностей рождается искусство.
Большое искусство — это самое идеальное и самое прекрасное переплетение абстрактного и конкретного. Это можно найти и у Рембрандта и у Пикассо. Однако понятие об этом у каждого художника свое. Проблема состоит и том, чтобы найти разумную меру этому переплетению. Решение проблемы зависит от характера художника. для меня во время работы вдруг возникает задача очень определенная: я должен усугубить асимметрию головы, туловища, руки, кисти, стены, стола, окна, стула. То есть ради композиции, с целью усиления правды я деформирую пропорции фигур.
Я уверен, что искусство — это такое приближение к правде, что оно порой даже сильнее самой правды. Сильнее, так как оно отрешено от мелочей, более целостно, более наполнено чувством и переживанием. Поэтому правда, не вдохновляющая художника, не может взволновать никого.»
«Обычно художнику трудно говорить о себе и своем творчестве. Только картины, созданные художником, могут сказать о нем, о его личности и мастерстве. Я, к примеру, пишу то что чувствую, и не стараюсь украсить свои чувства, потому что украшения всякого рода похожи на пустые красивые слова — это внешняя оболочка, которая мешает разглядеть истинное лицо художника.
Я стремлюсь в самой простой форме выразить свои чувства и мысли и в то же время не впасть в примитивность. Я воспринимаю природу, все видимое, человека, дружбу, отношения, между людьми, весь окружающий мир только как источник вдохновения, и мое восприятие всего этого в самой откровенной форме выражаю на холсте.
Я знаю, что художник творит не только в тот момент, когда стоит у мольберта с кистью в руке, он творит каждый миг и любом месте, творит мысленно — без кисти и без холста. Основой искусства я считаю искренность. Любая фантазия может стать правдой искусства только при одном условии, если художник искренен.
Порой я должен вообразить себе холст некой старой, растрескавшейся стеной — я даю волю своей фантазии. Для меня краски — это цветы. Как мы помещаем в вазу цветы, так распределяю я свои цветы-краски в прямоугольнике холста. Скомпоновав цветные и бесцветные пространства, я наношу бесцветный рисунок на цвет и цветной рисунок на не закрашенную поверхность. Рисунок в этом случае как бы скрывает непристойность не закрашенного холста. Если все задуманное удается — я счастлив, если же нет — то да поможет нам Бог!»
«Мне хочется добиться выразительности методом исключения. Это испытанный прием. Только главное! Только главное! – я часто повторяю эти слова во время работы»
«Любая фантазия может стать правдой искусства только при одном условии — если художник искренен», — говорил Ихмальян.
И эту искренность Жак Ихмальян сумел сохранить несмотря на очень непростые обстоятельства жизни — тюремное заключение (по политическим мотивам), пытки, вынужденные переезды (художник успел пожить в Сирии, Ливане, Бейруте. Польше, Китае — пока не остался жить в Москве), ограниченные возможности выставляться и творить. Жак Ихмальян зарабатывал на жизнь преподаванием языка, а создавал свои картины в тесной мастерской при электрическом свете.
Иногда художнику не хватало денег даже на краски — и потому ряд работ Жак Ихмальян написал битумным лаком. Эта манера стала такой же частью авторского стиля, как у Пиросмани — чёрная клеёнка, которую он использовал вместо холста.