Истоки импрессионизма.

Истоки импрессионизма.

Эжен Делакруа "Сирота на кладбище", ок. 1823–1824. Лувр, Париж.

Импрессионисты, и вообще все, скажем так, радикальное в живописи возникло не на пустом месте. Радикализм вообще зародился не от импрессионизма — Моне и Ко есть тот самый плод, который возрос на качественно вспаханном поле, почва которого была щедро сдобрена целой плеядой художников, восставших против диктата академистов.

Кто они, эти "оппозиционеры"?

Пойдем по порядку, т.е по хронологии.

Наступает XIX век, а вместе с ним на художественный Олимп шагают торжественным маршем романтики, главной задачей которых было избавиться от надоевшей античности, ее спокойствия и уравновешенности.

Хотелось драмы, бури, движения… чего угодно, только не покоя — он сидел уже в печенках, так же как и сухая линия, протокольный цвет, композиционная математика.

Романтики порывают с пресловутым каноном, так же безжалостно и беспощадно, как Малевич рвет с предметным миром.

И тут вот что хорошо бы понять: XIX век — это тотальная утрата середины, если говорить словами Зедельмайера (у него и книга так называется, но я вам ее рекомендовать не могу, потому что это в высшей степени зубодробительная литература — читаешь и кровью плачешь).

Произошла она, эта утрата, конечно, не спонтанно (в истории искусства вообще нет ничего спонтанного — все связано одной ниточкой) — подготовил ее XVIII век — столетие париков и менуэтов. Ведь, вот, что такое XVIII век — это эпоха Просвещения: открывается новый тип культуры (появляются худож.музеи и проходят первые выставки), у художников формируется гражданская позиция (Великая Французская революция), искусство начинает реагировать на то, что происходит здесь и сейчас.

И именно в веке XVIII происходит важнейший мировоззренческий переворот — ОТКАЗ ОТ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕИ во имя науки. Именно этот отказ и приведет в XIX веке к полному "расторжению брака" — религиозной / мифологической опоры больше не будет, а начнется тенденция непосредственного и независимого от мифа и религии осмысление и истолкование действительности.

Начнется, понятное дело не везде — академики костьми лягут, но нимфу нагую или венеру за туалетом изображать не перестанут.

Другое дело прогрессивно настроенные художники — их творческий гений раскрепостится и пустится во все тяжкие.

1️⃣ Романтизм.

Именно он нанес Академии первую грубую пощечину.

Никаких вам ровных линий, застывших форм, традиционного деления на планы — той самой геометрии, которая была основой любой картины до романтиков. Никакого покоя и порядка — только бурная динамика и хаос. Только движение, вспышки света и нервный мазок. Только беспорядочные, разнонаправленные мазки.

Только ПРИМАТ ЦВЕТА и СВЕТА. Именно они отныне становятся важнейшими структурными и выразительными элементами картины. Да здравствует живопись, как говориться.

Вы знали, что Делакруа первым во Франции XIX века начал писать ЦВЕТНЫЕ ТЕНИ? (для пущего эффекта здесь хорошо бы вставить эпизод с толпой академиков, которые в один голос кричат — "Срам то какой!", а мы просто поаплодируем стоя).

Но это все детский лепет. Главная соль, брошенная на рану академистов — ОТНОШЕНИЕ К ИСТОРИИ. Романтиков интересовало все — от средневековья до наполеоновских войн и революций во Франции XIX века. А по правилам хорошего тона должна была их интересовать античность и мифы, ну или на крайний случай — современная история, истолкованная на античный, мифологический манер (типа как "Смерть Марата" Давида).

Более того, романтики страсть как были увлечены Востоком, таким неведомым и таинственным.

Вообще, выше я не зря вспомнила Делакруа — он есть сердце романтизма. А сердце самого Делакруа было отдано Рубенсу — именно у него художник учился силе цвета и выразительности красочного мазка, который, к слову, романтиками, в частности Делакруа, уже совсем не скрывался под килотоннами лессировок, а демонстрировал всю пастозность, т.е рельефность, красочного слоя.

Тут белый наполнен рефлексами красного и синего, там вспышка света, а чуть подальше блик на воде — у Делакруа даже самый обыденный сюжет становится романтическим. Вот, например, марокканец седлает коня, борясь с порывами ветра (противоборство стихии и человека). Ткань попоны вырывается из рук и вспыхивает красным цветом. Грива коня развевается с такой силой, что кажется разорвет лошадь пополам. Сабля в ножнах лежит на красной как кровь перевязи. Краска положена на холст густым беспокойным мазком — дух захватывает и воображение.

Истоки импрессионизма.

Эжен Делакруа «Марокканец, седлающий коня», 1855. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Этой вот МАНЕРЕ НАЛОЖЕНИЯ КРАСКИ НА ХОЛСТ, а еще РОЛИ ЦВЕТА в живописи у Делакруа импрессионисты и учились.

2️⃣ Реализм.

Курбе нанес вторую мощную пощечину или, если хотите, плевок в лицо академиков.

Вы часто встретите (встречали) постулат о том, что Курбе, мол, открыл реализм. Это не совсем верное утверждение. Дело в том, что реализм как мировоззренческий и творческий импульс развивался и в XVII веке, и в XVIII столетии. Но именно в XIX-м, т.е в лице Курбе, он, реализм, обрел новые черты.

Истоки импрессионизма.

Гюстав Курбе "Похороны в Орнане", 1849—1850. Музей Орсе, Париж.

Какие именно? Вот "Похороны в Орнане" и они поражали современников даже не тем, что это обычные сельские похороны (хотя и этим тоже), но своим гигантизмом. Крестьяне в размерах не уступают классическим богам, божественным персонажам, полководцам — это тотальный нонсенс, полнейшая анархия.

Эти огромные крестьяне, значительные в самой своей сути пугали критиков больше всего (потому что после революции в стране сложилась довольно нестабильная обстановка и все страшились повторения событий 1789 года, в которых немалую роль сыграли именно крестьяне).

Более того, Курбе пишет мир такой, какой он есть, т.е тот, что перед глазами художника — шокирующая новость для того времени, скажу я вам. Ни тебе героики, ни пафоса, ни трагедий, ни аллегорий — ничего из того, что было по канону. Только окрестности родного Орлеана и его обитатели. Честно, без комплиментов, не скрывая недостатки и пороки.

Именно Курбе научил импрессионистов ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ СОВРЕМЕННОСТЬЮ.

Курбе был тем, кто реально встал на путь свободы, потому что романтики хоть и были реформаторами, но действовали еще через Салон, т.е шли проверенной тропой. Курбе же вынужден был искать обходной путь, ибо в Салон его, понятное дело, не приняли. Как он поступил? Организовал свою персональную выставку, обозвав ее "Павильон реализма" (акт против Всемирной выставке в Париже).

Потерпел фиаско, но вдохновил будущее поколение — именно по его примеру, отвергнутые Салоном, импрессионисты начнут устраивать свои выставки сами.

3️⃣ Барбизонцы.

Пинок под славный академический зад.

Во-первых, они вышли на ПЛЕНЭР (небольшая деревушка Барбизор близ леса Фонтебло). Да, пока что это только этюды под открытым небом, основная работа ведется в мастерской. Но до них никто раньше не занимался э̶т̶о̶й̶ ̶ф̶и̶г̶н̶е̶й̶ натурными этюдиками.

Более того, Руссо, Дюпре, де ла Пенья, Добиньи стали писать РЕАЛЬНЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ ЛАНДШАФТ, а не улучшенный (ибо природа тоже не идеальна), придуманный пейзаж неоклассиков и даже не внешне эффектный, драматичный пейзаж романтиков. После барбизонцев остается только один шаг до импрессионизма.

И сделал этот шаг⬇️

5️⃣ ЭДУАРД МАНЕ.

Который не импрессионист, но с которого все началось. Это нокдаун.

И это уже совсем отдельная большая история.

  

источник

Ваш комментарий