Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) — признанный мэтр французской живописи, один из великих художников-импрессионистов, создавший за свою жизнь огромное количество живописных полотен. Однако не многие знают, что немалую часть своих творений художник писал, будучи прикованным к инвалидному креслу и с искалеченными руками.
Просто невероятно складывалась судьба великого импрессиониста после одного несчастного случая, перевернувшего всю его жизнь.
А отсчет всем несчастьям Ренуара начался с 1897 года, когда в дождливый летний день 55-летний художник сломал правую руку, упав на камни с велосипеда, на котором частенько разъезжал в поисках сюжетов для своих картин.
Больше месяца художнику пришлось ходить с гипсовой повязкой.
И так как не работать он не мог, то начал писать левой рукой,
иногда обращаясь за помощью к супруге.
Когда была снята повязка с пострадавшей руки, художник очень радовался тому, что теперь он сможет работать, как и прежде.
Но у всякой болезни, как известно, существуют свои закономерности развития. Так и случилось с французским художником. Травма дала толчок к началу суставного заболевания. Не прошло и полгода, как боль в руке снова дала о себе знать. Лечащий врач озадаченно сделал предположение, что у Ренуара начал развиваться артрит -закономерное явление после переломов. Нужно также сказать, что в ту эпоху медицина считала артриты совершенно неизведанной областью.
Однако диагноз врача, к несчастью, оправдался. Мало того, в 1902 году в результате простуды, началась частичная атрофия нерва левого глаза. А за несколько месяцев лицо Ренуара приобрело ту неподвижность, которая приводила в замешательство окружающих.
Скованность в суставах ног усиливалась с каждым днем.
И если ранее художник добирался от дома до своей мастерской при помощи 2-х палок, то теперь для того, чтобы преодолеть путь в сотню метров, ему требовались костыли.
Многочисленные доктора, осматривавшие пациента, только разводили руками и в недоумении качали головами, все в один голос утверждая, что медицина ничего не знает об этой форме болезни суставов.
В 1904 году в Осеннем салоне проходит выставка последних картин Ренуара, причем с таким успехом, что художник на короткое время забывает о своем недуге. Ренуар буквально был поглощен своим искусством, которое год от года лишь расцветало, несмотря на его страшную болезнь. И как это парадоксально не звучит, именно она, болезнь, не давала ему рассеиваться ни на что другое, кроме живописи.
Тем не менее, болезнь вскоре вновь напомнила о себе.
И теперь Ренуар был вынужден отчаянно бороться за сохранность функции своих рук. Поэтому, в попытке улучшить подвижность суставов несколько раз соглашался на оперативное вмешательство.
«По правде говоря, нет ни малейшего улучшения, и я лишь все больше и больше становлюсь калекой»
Самым трагическим для художника моментом было осознание того, что его скрюченные пальцы уже не могут держать кисть.
Тем не менее, бросать живопись художник никак не собирался.
Для того, чтобы древко кисти не причиняло боль пальцам, их обматывали полотняными бинтами, а затем в промежуток между большим и указательным просовывали кисть.
Пальцы уже не могли сжать кисть, они теперь будто цеплялась за нее.
И, что было удивительным, при таком ужасном состоянии,
руки художника не дрожали и глаза оставались зоркими
и верными до конца его дней. Окружающих живописца немало удивляло, с какой ловкостью и уверенностью он орудовал своей искалеченной рукой.
В 1912 году Ренуара, который уже не мог самостоятельно передвигаться, показали одному из лучших парижских специалистов по ревматическим заболеваниям Анри Готье. Тот, внимательно осмотрев художника, уверенно сказал, что может за несколько недель поставить больного на ноги. Близкие восприняли это как утопию. А сам Ренуар отнесся к данному заявлению весьма философски. В глубине души ему так хотелось вновь побродить по окрестностям своей деревни в поисках сюжетов к своим полотнам, и он пообещал выполнять все предписания врача.
Основное лечение сводилось к лечебной гимнастикеи укрепляющему режиму. К удивлению родных, через месяц Ренуар действительно
почувствовал себя гораздо лучше.
И вот настал тот день, когда лечивший его врач объявил,
что художник должен встать и пойти своими ногами.
Доктор помог ему приподняться из кресла, и всех поразило то, что Ренуар стоит на своих ногах и с радостью смотрит на окружающих.
И даже, когда врач отпустил художника, он не упал, а собрав все свои силы, сделал 1-ый шаг, за ним 2-ой.
Медленно обойдя вокруг мольберта, он вернулся к своему креслу.
Все буквально замерли…
Ситуация напоминала историю из Евангельского писания.
Но вдруг Ренуар, неожиданно обратился к врачу
«Благодарю Вас, доктор. Вы гений!
Но я отказываюсь от ходьбы.
Она отнимает у меня всю волю, не оставляя ничего для живописи.
Если уж выбирать между ходьбой и живописью, я выбираю живопись».
Он снова опустился в кресло с тем,
чтобы больше уже никогда не встать с него.
Еще почти 7 лет художник будет творить свои полотна, сидя в кресле с кистью в руке, вставленной между забинтованными пальцами.
Он попросит построить себе нечто вроде большой беседки со съемными стеклянными стенами, куда со всех сторон проникал бы свет. Потом придумает множество приспособлений для написания картин. К тому же Ренуару в последнее время хотелось писать картины больших размеров.
«Вот теперь, когда я лишился рук и ног, мне захотелось писать крупные полотна» — признавался художник. Причем писать относительно большие холсты помогало ему одно изобретение.»Это было нечто вроде гусеницы из деревянных планок, прикрепленных к полотну, намотанному на 2-х горизонтальных барабанах длиной в 1,5 м.
При помощи рукоятки нижний барабан приводился в движение, а за ним двигалось и полотно, подставлявшее на высоту глаза и руки художника ту часть сюжета, над которой он работал».
Большинство последних картин Ренуара было написано именно в этой уникальной мастерской и на этом мольберте с барабанами.
Купальщицы ( 1918—1919), Музей д’Орсэ, Париж.
Последняя картина, созданная художником/.
В ноябре 1919 года Ренуар сильно простудился, работая в парке. 2 недели он пролежал с пневмонией, которая никак не отпускала художника. Он медленно погружался в вечную тьму. Но даже в лихорадочном бреду живописец продолжал мысленно писать картину, накладывая на воображаемый холст необыкновенные, только ему принадлежавшие мазки. Это были последние мазки умирающего Пьера Огюста Ренуара.
Думается, что эта история никого не оставит равнодушными, и многим послужит своего рода примером для проявления силы духа,
упорства и настойчивости в преодолении жизненных неурядиц.