Средневековые иконы, гравюры и миниатюры: Змей с женским лицом

Средневековые иконы, гравюры и миниатюры: Змей с женским лицом Миниатюра из манускрипта «Speculum humanae salvationis»(«Зеркало человеческого спасения»). Германия, 1325–1375 годыThe British

Миниатюра из манускрипта «Speculum humanae salvationis»
(«Зеркало человеческого спасения»). Германия, 1325–1375 годы
The British Library
В XII веке парижский богослов Петр Коместор, размышляя о грехопадении первых людей, написал, что в Эдеме Адама и Еву искусил не обычный змей, а прямоходящая рептилия (в Средние века ученые-энциклопедисты утверждали, что в мире обитают десятки разных змей — летающих, огненных, многоглавых и т. п.) с лицом Евы. Именно так сатана обманул прародительницу: увидев свою копию, она поверила ее совету и съела запретный плод с древа познания добра и зла. Вероятно, Коместора вдохновили популярные во Франции изображения сирен — полуженщин-полурыб с хвостами, похожими на змеиные. Вскоре по всей Европе (а с XVI века и в России) распространились миниатюры, гравюры и картины с фигурой полуженщины-полузмеи на эдемском древе. Иногда художники изображали змея с женской головой и прической, а иногда, наоборот, женщину, нагую или одетую, со змеиным хвостом. У таких гибридов бывали крылья, человеческие руки или лапы как у ящерицы. А их прически и головные уборы отражали моду разных стран: женскую голову дракона иногда венчают стильные средневековые шляпки, высокие или широкополые, с вуалью и другими украшениями.

Источник

Ваш комментарий