Веселая блошиная охота. The Merry Flea Hunt, Gerrit Van Honthorst, 1628. Веселая блошиная охота. The Merry Flea Hunt, Gerrit Van Honthorst, 1628.
Например, приверженность высшего общества блохам. С гигиеной в Средневековой Европе было слабо, почти все дамы высших сословий (не говоря о низших) страдали от паразитов.
Ловля блох на миниатюреЛовля блох на миниатюре
Блохи заводились в намасленных прическах, разносились грызунами и сопровождали хозяек повсюду, но это не казалось чем-то отвратительным. Наоборот, у чувственных молодых людей возник эротический ритуал по ловле блох.
Было весело и волнующе отыскать маленькое насекомое на теле понравившейся девушки, которое, возможно, даже полакомилось ее кровью. Таких насекомых кавалеры хранили в специальных коробочках (срамных), любуясь на них и вспоминая милый образ.
Блохоловка эпохи средневековьяБлохоловка эпохи средневековья
Блохоловка эпохи средневековьяБлохоловка эпохи средневековья
На произведениях живописи часто попадаются портреты с примечательной деталью – аристократки в дорогих одеждах и с мехами, который, порой, представлен маленьким меховым зверьком – живым или только его шкуркой.
Такой мех был не только украшением, но и отличной приманкой для блох. Причем разносили этих самых блох многочисленные крысы! Ведь в Средневековой Европе была страшная напряженка с кошками, они считались верными спутниками ведьм и их порой истребляли.
Лавиния Фонтана «Знатная дама»Лавиния Фонтана «Знатная дама»
При отсутствии кошачьих крысы расплодились со страшной скоростью, принеся в европейские города смертельную заразу, чуму, блох и тому подобное.
Соболиная шкурка или мех горностая, украшающий одежду, переманивал на себя заразных насекомых, так что мода на меховые изделия и аксессуары особенно укрепилась в этот период.
Дама с блохоловкойДама с блохоловкой
Так на картине итальянской художницы по имени Лавиния Фонтана «Знатная дама» мы видим портрет богатой аристократки, а на ее поясе – горностая, украшенного золотом. На месте лапки у зверка золотой «протез», вероятно, он попался в капкан, и лапа пострадала. А чтобы скрыть мордочку убитого животного, ему делался красивейший ювелирный шлем, инкрустированный дорогими камнями и кольцом, за которое он цеплялся к одежде.
Приписывается Уильяму Сегару (1564-1633) — (королевский художник Тюдоров)
Портрет Елизаветы Английской с горностаем,ок.1585 г.Приписывается Уильяму Сегару (1564-1633) — (королевский художник Тюдоров)
Портрет Елизаветы Английской с горностаем,ок.1585 г.
А на портрете «Елизавета I Тюдор с горностаем» зверек жив и служит питомцем своей госпоже, одновременно выманивая блох на свою шкурку вместо нежной кожи монархини.