1852г. Холст, масло. Размер: 71.1×99.1 см. Тейт Британия, Лондон
Картина викторианского художника посвящена широко известному библейскому сюжету:
«Иисус … встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
Евангелие от Иоанна.
Форд Мэдокс Браун задался целью создать заведомо современный образец религиозной живописи, который бы сохранял верность первоисточнику, но при этом учитывал и новое исторические толкование Библии, представленное в современных критических исследований.
Художнику хотелось сделать упор на человеческие взаимоотношения в этом эпизоде: на кротости Христа, что умывает и отирает ноги своим ученикам; и на замешательстве Петра, который вынужден смириться с ритуалом, но себя не помнит от смущения, принимая услужение учителя. Это видно по тому, как напряжены ноги Петра и как неохотно левая ступня касается воды. Сосредоточившись на омовении как таковом, Браун подчеркивает мужественную силу Христа, крепко ухватившего вторую ступню Петра.
Отзывы о картине в прессе были по большей части негативными. Чопорных викторианцев возмутило то, что на картине было слишком много обнаженных ног, и они заклеймили полотно как неблагопристойное. А уж обнаженными и натруженными ногами Христа общественность возмущалась настолько бурно, что художник был вынужден их закрасить, скрыв предмет негатива под длинной германской рубахой, в которую Христос одет на том варианте картины, который дошел до наших дней.
И хотя благодаря исправлению теперь вся сцена выглядела более благопристойно, Браун опасался, что драпировки привнесли в произведение скромность.