Термином «суровый стиль» современники называли искусство СССР 1957–1962 годов. Произведения этого направления противостояли искусству соцреализма, которое приукрашивало действительность, демонстрировало всеобщий оптимизм и идеализировало эпоху коммунизма. Из-за этого соцреализм часто называли «стиль Сталин».
Одним из самых ярких представителем этого стиля был Пётр Александрович Смолин (1930-2001), отражавший в своем творчестве настоящую жизнь рабочих и крестьян, их тяжелые будни, воспевавший героев труда, их энергию и силу воли.
Самые значительные работы созданы совместно с братом Александром Александровичем Смолиным (1927-94), среди которых: «Колхозницы Дагестана» — триптих (1959-60), «Полярники» (1961), «Стачка» (1964), «Таджикский пейзаж», «Старые суда» (оба — 1965), «Фашизм» — триптих (1970), «Мать и дочь» (1978), «Салют» (1980), «Карусель» (1991).