«Горилла, похищающая женщину», Эммануэль Фремет

Горилла, похищающая женщину, Эммануэль Фремет 1887 г. Гипс. Размер: 187 × 167 × 100 см. Музей изобразительных искусств в НантеКрупнейший французский скульптор-анималист XIX столетия Эммануэль

1887 г. Гипс. Размер: 187 × 167 × 100 см. Музей изобразительных искусств в Нанте
Крупнейший французский скульптор-анималист XIX столетия Эммануэль Фремье (1824–1910) привлекал внимание посетителей ежегодного Парижского салона гипсовыми скульптурами диких и домашних животных, которые поражали своей удивительно реалистичностью.
Первая версия под названием «Горилла, похищающая негритянку» (уничтожена в 1861 году) вызвала скандал на Салоне 1859 года.
Gorilla carrying off a Negress» оказалась слишком противоречивой как из-за её тематики насилия, так и из-за ее созвучности текущим дебатам об эволюции, поскольку 1859 год стал годом, когда Чарльз Дарвин опубликовал свою теорию в книге «Происхождение видов», основным механизмом эволюции видов Дарвин назвал естественный отбор.
Осуждение жюри было единодушным. Работа была объявлена ​​оскорбительной для общественной морали и безжалостно изгнана из Салона. Благодаря быстрому вмешательству графа Альфреда де Ньёверкерке — главного директора национальных музеев Франции и главного администратора по делам искусства при Наполеоне III, являвшегося убежденным сторонником Фремье — скульптуре всё равно было найдено место, несмотря на официальный отказ. Горилла была установлена ​​у входа в секцию скульптур Салона в нише за тяжелыми зелеными бархатными занавесками. В то время как консервативное жюри надеялось таким образом маргинализировать работу, это особое обращение (суровое обращение) послужило причиной того, что скульптура Фремье стала знаменитой. Приоткрыть занавески, чтобы увидеть работу, подвергшуюся цензуре, стало обязательным для посетителей Салона 1859 года.
Хотя на гипсовом постаменте была выгравирована надпись «Gorille femelle» или «Самка гориллы», обезьяну, как правило, интерпретировали как самца, что в свою очередь добавляло ещё и тревожно сексуальный оттенок.
Следует заметить, что уносящая негритянку горилла шокировала зрителей просто из-за того, что она была изображена в более крупном масштабе, чем в натуральную величину, это был совершенно новый и горячо обсуждаемый вид приматов, которого вживую еще не видели во французской столице.
Gustave Larroumet в своей книге рассказывает, что скульптура была уничтожена после Салона 1865 года. После выставки в Салоне группа бельгийских рабочих должна была перевезти скульптуру на Трокадеро, где она должна была храниться. Но на место хранения горилла не прибыла, на следующий день её нашли на пустыре, разбитой на части с такой решимостью, что восстановление было невозможно.
Фремье вернулся к теме с похищенной женщиной четверть века спустя. Скульптура из гипса в натуральную величину в Салоне 1887 года произвела грандиозный фурор и вновь вызвала широкое разделение мнений. Версия 1887 года была удостоена почетной медали на Салоне 1887 года.
Фремье раскрасил скульптуру… Если верить автопереводу: обмакнул кисть в ведро, полное охры; покрыл гипс каким-то жирным налетом, напоминающим воск; на этом воске остались белые участки; а затем, как будто случайно взмахнув кистью, придал различные оттенки: грязновато-белый с жёлтым и красноватым и т. д. бесконечный диапазон оттенков создаёт поразительный эффект. В плечо гориллы попала стрела, но рука крепко сжимает тяжелый камень, который незамедлительно полетит в тех, кто будет оспаривать добычу (conquête — завоевание).
Работа стала одним из источников вдохновения для создателей Кинг-Конга. Скульптура хранится в Музее изобразительных искусств в Нанте. Позднее были созданы несколько вариантов в бронзе. Уменьшенные копии за авторством Фремье находятся в различных музеях. В 2016 году гипсовая скульптура была показана в рамках выставки «Обзор бесчеловечного» в Выставочном зале Липсиусбау, в Дрездене.

Горилла, похищающая женщину, Эммануэль Фремет 1887 г. Гипс. Размер: 187 × 167 × 100 см. Музей изобразительных искусств в НантеКрупнейший французский скульптор-анималист XIX столетия Эммануэль

Горилла, похищающая женщину, Эммануэль Фремет 1887 г. Гипс. Размер: 187 × 167 × 100 см. Музей изобразительных искусств в НантеКрупнейший французский скульптор-анималист XIX столетия Эммануэль

Горилла, похищающая женщину, Эммануэль Фремет 1887 г. Гипс. Размер: 187 × 167 × 100 см. Музей изобразительных искусств в НантеКрупнейший французский скульптор-анималист XIX столетия Эммануэль

Горилла, похищающая женщину, Эммануэль Фремет 1887 г. Гипс. Размер: 187 × 167 × 100 см. Музей изобразительных искусств в НантеКрупнейший французский скульптор-анималист XIX столетия Эммануэль

Источник

Ваш комментарий