1550 г. Палаццо Веккьо, Флоренция
Площадь Синьории во Флоренции всегда была местом, где лучшие мастера Возрождения по заказу правителей устанавливали скульптуры символического значения. Раньше статуя, созданная, учеником Баччо Бандинелли и Микеланджело также располагалась там, но затем она была убрана с площади. В настоящее время «Геракл и Диомед» украшает знаменитый «Зал пятисот» во дворце Синьории, который служит ратушей Флоренции.
Статуя Винченцо де Росси, также известного как Винсент Росси да Фьезоле (1525 -1587) олицетворяет восьмой подвиг Геркулеса, когда ему было поручено добыть коней фракийского царя Диомеда. У этот жестокого царя была четвёрка диких коней. Никто не мог их обуздать. Питались они свежим человеческим мясом. И когда гости желали посмотреть на чудесных коней, царь отводил их в конюшню и отдавал на съедение своим любимцам. Избавить мир от страшных чудовищ-коней и от жестокого царя Диомеда было делом, достойным героя. Царь выслал против Геракла войско, но Геракл с товарищами разбил его, убил Диомеда и отдал тело злого царя на растерзание его коням-людоедам.
При первом взгляде на скульптуру Винченцо де Росси любого смутит некоторая излишняя откровенность и точность некоторых деталей, которым обычно скульпторы не придавали значения. Автор изобразил пик схватки Геракла и Диомеда. Еще секунда и жестокий царь будет повержен. В отчаянье Диомед схватил и сжал в кулаке гениталии Геракла.
Туристы, осматривая сокровища Флоренции, стыдливо обходят скульптуру стороной, отвлекая внимание детей. Ватикан также не был в восторге от этой скульптуры, поэтому, довольно быстро ее убрали с площади, подальше от глаз толпы. На самом деле мораль и приличия во время Возрождения были далеки от наших представлений. Подобная скульптура привлекала гораздо большее внимание флорентийцев, а значит и свое предназначение выполняла исправно.
Скорее всего, скульптор хотел сказать, что никогда и ни при каких обстоятельствах не нужно сдаваться, продолжая борьбу до конца. А может просто пошутил…