«Атомная Леда», Сальвадор Дали

«Атомная Леда», Сальвадор Дали 1949г. Холст, масло. Размер: 61,1 × 45,3 см. Театр-музей Дали, Фигерас Дали начал работу над своим холстом в 1945 году, вскоре после атомной бомбардировки

1949г. Холст, масло. Размер: 61,1 × 45,3 см. Театр-музей Дали, Фигерас
Дали начал работу над своим холстом в 1945 году, вскоре после атомной бомбардировки Хиросимы. Картина вместила в себя известный с XVI века не только иконографический сюжет, изображающий Леду, легендарную правительницу Спарты, в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом.
Еще в юности Дали заинтересовался физической природой атома, частицы которого, как известно, не соприкасаются друг с другом, Этим фактом Дали был особенно поражен: долгое время он не терпел физических контактов с кем-либо и делал исключение только для Галы. Сходство собственных ощущений и строения атома удивило его.Отсюда слово «атомная» появилось в названии представленной сегодня картины, композиция которой выстроена по такому же принципу — ничто не касается друг друга.
Леда — это супруга спартанского царя Тиндарея. Громовержец Зевс, пораженный ее красотой, предстал перед ней в образе лебедя на реке Еврот и овладел ею. После этого Леда родила героев-близнецов — Кастора и Полидевка и дочь — Елену Прекрасную. Сюжет совокупления Зевса с Ледой использовали в своих ныне утраченных работах великие да Винчи и Микеланджело.
В образе спартанской царицы, конечно же, Гала. Вообще, Дали считал себя с супругой божественными братом и сестрой, но здесь она олицетворяет его мать (с Кастором и Полидевком Дали соотносил себя и умершего брата).
По поводу не касающегося земли моря автор писал: «Так, по-моему, проецируется на плоскость воображения один из мифов о соединении божественного и животного и наоборот».

.

Ваш комментарий