18 марта 1937 г.р.) — российский художник и поэт, представитель неофициального искусства Ленинграда 1970—1980-х годов. Геннадий Устюгов учился в художественной школе, откуда был исключен за увлечение импрессионистами. Некоторое время занимался в изостудии Дворца культуры. Работал слесарем, сварщиком, маляром, грузчиком, разнорабочим. Затем получил пенсию по инвалидности вследствие психического заболевания.
Сохранилось небольшое количество работ Устюгова конца 1950-х – начала 1960-х гг. Потом пробел до 1970-х гг.: однажды он сжег свои картины в припадке умопомрачения. Уже в ранних работах предстают сквозные темы: женский образ – его можно обозначить как «Прекрасную Даму», и музыка – изображение человека с музыкальным инструментом.
Живопись Устюгова – тихая, но с мощной энергетикой – обладает эмоциональной проникновенностью, связанной с ее предельной открытостью, искренностью и органичностью, способностью дать ясный образ тому, что обличья не имеет. Отрешенность от конкретного, сосредоточенность на самом бытие, поэтическое вопрошение бытия заставляет воспринимать его работы как философские, хотя мир отвлеченных, книжных понятий ему не менее чужд, чем мир практический. Его отрешенность от реальности в ее бытовом смысле, от реальности отношений, сложных причин и следствий не есть нечто специально для искусства выработанное, это не позиция, а жизненный факт. Устюгов действительно оторван от реальности, не приспособлен к ней, он ее не понимает и не интересуется ею. В то же время объектом его чувств является все-таки реальность – та, которая остается за пределами практического и для человека «нормального» только окаймляет обыденность: небо, светила на нем, птицы, времена года, общая непонятность мира, свобода и неволя, собственная малость и безграничность вселенной, незнание начала и конца. Эту окраину обыденного и вместе с тем сердцевину бытия Устюгов непрерывно ощущает, и это наполняет его работы, делая их при всей их ирреальности прозрачно ясными. И то, что в жизни имеет вид крайнего простодушия, наивности, пройдя через искушенную художественную форму, обретает ценность свидетельства и глубину философской притчи.
Его стиль странным образом сочетает мягкость форм человеческих фигур с давящей угловатостью природных объектов и масс. Это есть и в живописи, и в рисунке. Природа в картинах Устюгова одинока, безлюдна, мир этот мрачен и неуютен, — жить в нем, очевидно, нелегко. В стихах постоянные мотивы его творчества выражены более четко и прямолинейно. По форме стихи Геннадия Устюгова бесспорно напоминают о классической японской традиции стихосложения, но всё эмоциональное наполнение, несомненно, передает мир этого таинственного ленинградского художника и поэта.
Брожу по полям,
По лесам брожу,
Смотрю на дно ручейка.
Вода холодна его,
Как зеркало она…
***
В вагоне все спят,
Даже никто головы не подымет,
Лишь я один у окна
Любуюсь промелькнувшей картиной…
***
Листопад, листопад золотой…
Чуть ветер подует, падают листья
С неба мглистого…
***
В толпе скитаюсь по дороге
И что мне так тяжко
Знают лишь немногие…
***
Беру я в руки карандаш,
Рисую ладони, лик Мадонны.
А повсюду мрак и ведьм шабаш,
И жизнь так коротка, лишь один миг.
***
Солнце светит для всех,
Чтобы из зерен, брошенных в землю,
Родился хлеб.
***
Вот кольцо трамвайное проехал я.
Уж за полночь…
А до дому далеко еще…
***
Смотри: «Вот цветок,
Капля на цветке…
Муравей приполз и
Воду из капли пьёт…»
***
Будь моею всегда.
Но с другим ты цветешь,
Словно роза…
***
Выпью рюмку вина
Веселее, может быть, станет…
***
Когда встречаю тебя,
Забываю горе…
Ты солнце моё
Среди дня…
***
Какая девушка здесь
Живёт красивая!
Я и не знал…
А ведь часто здесь проходил,
По этой улице…
***
Поднебесная! Ты так высока…
Но всё же кажется — можно до тебя
Рукой дотянуться…
***
Остановились часы,
Не хотят идти дальше…
***
Не хочу быть обманутым
И обманывать не хочу,
Я — христианин.
***
Всё на земле рождается и гибнет…
Такая участь всего живого на земле…
Геннадий Устюгов. Из сборника стихотворений «Улитка на берегу».