нидерл. Frans Hals, 1582/1583, Антверпен — 1666, Харлем) — голландский художник, писал в эпоху так называемого Золотого века. Родился в 1582 или 1583 г. в семье ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. В 1585-м после падения Антверпена семья перебралась в Харлем, где Франс Халс прожил всю свою жизнь.
В 1600–1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияние этого представителя маньеризма в последующих работах Халса не прослеживается.
В 1610 году Халс становится членом Гильдии св. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете. В начале следующего года Хальс женился на Анетье Хармансдр, и уже 2 сентября 1611 года чета крестила своего первенца — Хармена.
Первый портрет Халс создал также в 1611 году, но известность пришла к нему после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).
В июне 1615 года Анетье умерла при родах; вслед за матерью умер и второй сын Хальсов, имя которого неизвестно. В 1617 году Франс Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти полвека. У них было одиннадцать детей.
«Ранней манере Халса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы» («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623–1625 гг.)».
В 1620–1630 гг. Халс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители народа («Шут с лютней», 1620–1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак»; все — около 1630).
Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625–1630).
«В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», около 1623–1627; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана», 1633; «Офицеры стрелковой роты св. Георгия», 1639)». Не желая покидать Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам. Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.
В 1620–1640-х годах, в период наивысшей популярности, Халс написал много двойных портретов супружеских пар: муж на левом портрете, а жена — на правом. Единственная картина, на которой супруги изображены вместе, — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).
В 1644 году Халс стал президентом Гильдии св. Луки. В 1649-м выполнил портрет Декарта.
«Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х годов («Регенты госпиталя св. Елизаветы», 1641, «Портрет молодого человека», около 1642–1650, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645); в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650–1652, «Портрет Виллема Круса», около 1660); в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664)»
«В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года».
Наиболее крупным собранием картин живописца обладает музей Халса в Харлеме.
Интересные факты
Из сыновей Халса пятеро стали художниками-портретистами.
Ван Гог однажды заметил, что у Халса «не менее чем 27 оттенков чёрного».
Халс был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов, имевшей хождение в 1970–1990 годах.