Интересные и познавательные лекции Александра Пятигорского о причинах страдания, тройной бухгалтерии кармы и Дхарме
Лектор Александр Моисеевич Пятигорский — философ, востоковед, знаток санскрита и тибетского, переводчик древних индусских и буддийских священных текстов, профессор Лондонского университета. Пожалуй, в нашем мире о буддизме никто не знает больше Пятигорского (разве что буддийские монахи — и то избранные. Впрочем, лекции будут интересны не только тем, кого привлекает философия буддизма, но и тем, кого волнуют неразрешимые загадки этого мира. Александр Моисеевич представляет одну из самых интересных версий его устройства.
Лекция 1. Буддизм — религия и философия древнеиндийской интеллектуальной-аскетической элиты
Первая лекция посвящена формированию буддийской философии и ее специфике. В самом начале лекции А.М. Пятигорский подчеркивает, что в разговоре о буддизме необходимо избавиться от традиционных штампов, вроде придуманного противоречия между Востоком и Западом, потому что любая великая философия — чужда нации, этносу, родной религии, всему родному. На примере буддизма это явственно видно, так как он вырос не только на основе, но и вопреки древней индийской культуре. О том, как это произошло, и идёт речь в лекции. В частности, востоковед рассказывает от ритуалах и традициях Древней Индии, о том, что отличительной чертой древнеиндийской культуры была её незафиксированность, но при этом отсутствие письменности не тормозило развитие культуры, а подстёгивало его, так как традиция запоминания стала для индусов мощным ментальным тренингом.
Лекция 2. Срединность — первая аксиома Буддийской философии
В чём заключается буддийская аксиома срединности Почему крайний аскетизм так же вульгарен, как и полное потакание чувственным удовольствиям К какому новому взгляду на человека ведет позиция срединности Кто такой благородный человек (арья, ариец) в философии буддизма Как понимать идею Будды о том, что человек — это состояние сознания Что общего у буддизма и философии Ницше Чего не понимал о человеке «типичный эволюционный маньяк» Зигмунд Фрейд Что общего у буддизма и математической концепции нуля Что стоит за буддийской категорией Пути Обо всём этом Пятигорский рассказывает во второй своей лекции, посвященной первой беседе Будды со своими учениками, так называемому «Первому повороту колеса Дхармы».
Лекция 3. Буддизм — философия страдания и избавления от страдания
Здесь Пятигорский разбирает страдание как философскую категорию и рассматривает 4 благородные истины о страдании, которые содержала первая проповедь Будды. В частности, он останавливается подробнее на причинах страдания, которые кроются в стремлении и жажде — счастья, жизни, удовольствий, страдания, смерти — и рассказывает, что такое благородный восьмеричный путь и как он может привести к завершению страдания (впрочем, Пятигорский отмечает, что путь — это не гарантия, а всего лишь возможность). Кроме того, в этой лекции идет речь о том, как бороться с зависимостью от объектов, как анализировать и объективировать мешанину сансары, что такое категория «НЕ-Я» в буддизме, чем йогически тренированный ум отличается от нашего, «ерундовского», и по каким фазам созерцания продвигались йоги в своём развитии (например, созерцание разлагающейся плоти, комка земли, серого цвета и т.д.). В общем, жутко интересно.
Лекция 4. Буддийское философское учение о Дхармах
В четвёртой лекции Александр Моисеевич разбирает аксиомы и постулаты буддийской философии Абхидхармы (как отмечает А.М. Пятигорский, Абхидхарма — философская дисциплина, которая учит переориентировке с вещей, желаний, волятивных актов, со слов криков, звуков на Дхарму — как некоторую единицу другой, чисто мыслительной действительности), отмечая, что множественность начальных аксиом, никак не вытекающих друг из друга, — особенность буддизма. Подробно философ рассматривает третью аксиому буддийской философии — аксиому о Дхармах (Дхарма:1. Учение Будды; 2. Просветленное сознание, которое может быть в двух состояниях — состоянии для себя и состоянии манифестации; 3. Дхарма — непереводимое слово, которое включает всё), которая звучит предельно просто: всё — Дхармы. Попутно Пятигорский разбирает массу других интересных вещей: из каких субфеноменов состоит объект; как взаимодействуют между собой мысль, мышление, мыслящий; что такое Дхарма и как она возникает; из чего состоит вспышка одной Дхармы, которая протекает мгновенно и в момент исчезает; что такое благая, неблагая и нейтральная Дхарма и к каким кармическим результатам ведёт каждая из них; что такое кармический баланс и почему, как выражается философ, «у кармы не двойная, а тройная бухгалтерия»; как избавиться от кармы, стать акармичным; как может повлиять на реальность и сознание мышление в терминах Дхарм и многое другое. И, да, не забываем о главном: любая карма — это карма мысли.