1986) — современный российский художник, автор инсталляций, объектов. Создает мифологический пластический язык на основе народного искусства, архаики и эзотерики. Участник Триеннале российского современного искусства (2017). Лауреат Премии Кандинского (2009, 2019). Работы в ММОМА, МАММ, Tate Modern (Лондон), M HKA (Антверпен), Centre Pompidou (Париж).
Родился в 1986 году в Кызыле (Тувинская АССР). В 2009 году окончил Институт проблем современного искусства (Москва).
Путь Евгения Антуфьева начался со специального проекта центра современного искусства Винзавод «Старт» в 2008 году и выставки — первой и сразу персональной — «Объекты защиты». За нее в 2009 году он получил Премию Кандинского в номинации «Молодой художник года. Проект года». В 2019 году за выставку «Когда искусство становится частью ландшафта. Части I, II и III» в Московском музее современного искусства он повторно получил эту премию в номинации «Проект года». К этому моменту, по его словам, Антуфьев стал уже сложившимся художником.
Между этими вехами стоит декада творческого поиска, о которой Антуфьев сказал: «Все было не зря». И «всего» было много. Выставка Ostalgia прошла в нью-йоркском New Museum, где работами русского художника заинтересовался Луиджо Марамотти, глава модного дома Max Mara. Он пригласил Антуфьева в Италию, где в 2013 году в Collezione Maramotti прошла персональная выставка художника «Двенадцать, дерево, дельфин, нож, чаша, маска, кристалл, кость и мрамор — слияние. Исследование материалов».
В 2016 году Антуфьев стал единственным российским художником на Европейской биеннале современного искусства Manifesta-11 в Цюрихе. Затем в 2018 году он выставил свои работы на Manifesta-12 в Палермо. В 2021 году работы Антуфьева появились на триеннале в New Museum NY и на выставке в брюссельской галерее Mendes Wood.
В России художника эксклюзивно представляет галерея Artwin под руководством Марианы Губер-Гоговой, в Европе — лондонская галерея Emalin и римская галерея Sara Zanin.
Состоялось уже более 25 персональных выставок Евгения Антуфьева. Tatler назвал его самым успешным российским молодым художником.
О своем заработке Антуфьев в 2016 году говорил так: «Ну какой успех! Я бы сказал, мы выживаем. Скидочные карточки — благословение для художника». Но уже в 2021 году он удивлялся: «Неужели тогда вся выставка стоила, как сегодня одна работа…». По словам куратора трех выставок Антуфьева Светланы Марич, для русского художника все начинается с контракта с зарубежной галереей, которая продвигает его и выставляет на ярмарках. Последнее случилось с Антуфьевым только в 2021 году — на Art Basel цены на его работы варьировались от 5 000 до 75 000 евро. Результат — «все продано».
Объяснить такой успех можно тем, что творческие поиски Антуфьева попадают в один из мировых трендов — интерес к локальным культурам. Тувинско-шаманские образы в творчестве художника тесно переплетаются с его биографией. Интерес к архаике и загробному существованию художник подчеркнул в диалоге с матерью. Их телефонная беседа вошла в каталог выставки в Collezione Maramotti.
Антуфьев апеллирует к вечной теме противостояния жизни и смерти в попытке создать свою космогонию из сочетания материальных якорей окружающей действительности. Даже поражение в этой схватке должно оборачиваться перерождением: Антуфьев создает свои эклектические миры из перемолотых костей дельфинов, омертвевших частей собственного тела и других мертвых материалов. Мир в его представлении — «умерщвленное тело», части которого художник пробует соединить. Антуфьев считает, «если правильно все сложить … все тогда сложится правильно и в жизни и вообще».
Основная тема творчества Антуфьева — потребность обладать своеобразными проводниками в бессмертие. Для этого он использует связь с мифом. Такой вектор творческого поиска находится в тренде — по словам Саймона Риса, арт-директора Cosmoscow 2021, «олд-олд-олд-скул рулит в этом году на Cosmoscow».