Ян ван Эйк "Мадонна каноника ван дер Пале", 1434-1436. Музей Грунинге, Брюгге.Ян ван Эйк "Мадонна каноника ван дер Пале", 1434-1436. Музей Грунинге, Брюгге.
Это самая большая из сохранившихся картин ВАН ЭЙКА, помимо Гентского алтаря, и названа она в честь человека, который ее заказал. Вон он, справа от нас и слева от Девы Марии — тот хмурый коленопреклонный товарищ в белом.
Имя его Йорис ван дер Пале — каноник собора Святого Донатиана и он болен. Дадада, не удивляйтесь. Ван Эйк настолько точно и детально изображает портретное сходство этого уже совсем немолодого господина (идеализация придет во фламандскую и нидерландскую живопись только в XVI веке вместе с отчетливым итальянским влиянием), что возможно разглядеть даже набухшие на висках вены. Современные медики, в общем-то, их и разглядели, а еще набухшие пальцы и одутловатое лицо, ну и поставили канонику диагноз (их хлебом не корми, дай диагнозы разные поставить): ревматическая полимиалгия и темпоральный артрит.
Это "Мадонна каноника ван дер Пале" (1434-1436) кисти великого Яна ван Эйка, это Святое собеседование и это первый, известный нам случай в северном искусстве, когда заказчик — современник художника — оказывается в одном пространстве на равных с Марией и Христом (а не, например, на отдельной панели или в другом масштабе).
И тут, конечно, будет много роскоши и богатства, потому что Дева Мария есть Царица Небесная, а ван Эйк — придворный художник и писал он то, что видел. А видел он придворную культуру и быт городской элиты Северной Европы начала XV века.
Поэтому тут и этот шикарный ковер, которым покрыты ступеньки лестницы, ведущей к трону — это часть быта богатых людей, это символ статуса.
Статуса не только Девы Марии, но и самого заказчика. Йорис ван дер Пале был человеком совсем не бедным. Он родился в Брюгге около 1370 года (умер там же в 1443 году) и был папским писцом, а еще мирским каноником, который был обязан ежедневно участвовать в мессе (он не был рукоположен и служить не мог, только участвовать). В те времена, в награду за оказанную церкви службу (повторюсь, вар дер Пале был папским писцом), духовному лицу вручали бенефиций — земельное владение или должность при храме, которые приносили немалый доход.
Это самая большая из сохранившихся картин ВАН ЭЙКА.
Наш товарищ как раз обладал такими, весьма щедрыми, благодарностями (получал свои бенефиции из Карнии — это северо-восток нынешней Италии, Кельна, Страсбурга, Амьена, Маастрихта, из родного Брюгге и многих других мест).
За заказчиком изображен его небесный покровитель — Святой Георгий (атрибуты — белое знамя и красный крест), который наступил своей утонченной, аристократической ножкой на белоснежный наряд ван дер Пале. Не смеха ради, достоверности для.
Это самая большая из сохранившихся картин ВАН ЭЙКА.
Георгий закован в роскошные блестящие доспехи, правой рукой он снимает причудливой формы шлем как бы в знак своего почтения к Деве Марии, а левую руку протягивает в направлении каноника, словно представляя его Царице Небесной (это еще пережитки куртуазной средневековой культуры).
По другую сторону от Марии возвышается величественная фигура святого Донатиана, епископа Реймского, потому что именно ему был посвящен собор, в котором долгие годы находилась картина.
Это самая большая из сохранившихся картин ВАН ЭЙКА.
И они, безусловно хороши, прекрасны и роскошны, но голенький Иисус и попугай интереснее.
Почему я сделала акцент на том, что Христос голый? Потому что с наступлением Контрреформации, в XVI веке, этого юного, абсолютно нагого отрока, сидящего на руках у матери, закрасили белой краской. Не целиком, конечно, лишь срамные места. И расчищены они были лишь в последней трети ХХ века.
Это самая большая из сохранившихся картин ВАН ЭЙКА.
Почему? Начнем с начала. После 1260 года художники постепенно начинают раздевать младенца Иисуса. Одни поднимают полы его одеяния, чтобы показать ножки, другие облачают мальчика в прозрачный хитон или полностью открывают его торс. К началу XV века голый Христос становится самым обычным делом — физическая, смертная, плотская природа Христа становится не менее важной, чем божественная.
Но это еще не все — со второй половины XV столетия появляется масса приемов, которые были призваны направить внимание зрителя на половые органы маленького Иисуса Христа (то было в европейском искусстве, в византийском из всего этого можно увидеть лишь обнаженные ручки и ножки, да и то крайне редко).
Изобретательность художников просто зашкаливала: то вдруг, по неясной причине, приподнимается туника младенца, то внезапно заканчивается его хитон… Более того, Иисус может сам приоткрывать покрывало или свою одежду, чтобы показать нам, что он именно мальчик. И это не считая тех случаев, когда Христос просто изображен без одежды, т.е полностью нагим.
ПОЧЕМУ? Потому что Христос не только Бог, но и Человек. И в мир пришел он именно человеком. И в этой земной природе Христа он, как и прочие люди, был наделен полом и способностью размножаться.
Нет, сейчас не будет истории в духе Дена Брауна😂
Христос, как и его мать, остался девственен. Но это была не девственность евнуха, а девственность — триумф над грехом, так же как воскресение — триумф над смертью.
И, на подобии Адама и Евы, которые до грехопадения, до того как они стали смертны, были наги и не стеснялись своей наготы, Христос так же, свободный от первородного греха, может своей наготы не стыдиться.
Вернее мог. Когда пришла Контрреформация, тренд на демонстрацию плотской природы Христа прекращается, и срамные места Иисуса и святых либо сразу пишутся под драпировками, либо записываются (вспомним исправление микеланджеловского "Страшного суда" в Сикстинской капелле).
Своей маленькой детской ручкой Иисус придерживает зеленого попугая. Еще Плиний писал, что попугай "приветствует императоров и слова, какие слышит, те произносит; во хмелю особенно распутен". Поэтому в христианском контексте такие изображения встречаются нечасто.
Это самая большая из сохранившихся картин ВАН ЭЙКА.
И, конечно, кажется, будто попугай может означать только дьявола — вводит в заблуждение, ибо говорит как человек, не будучи человеком.
Но это не совсем так. Символ попугай амбивалентен — он может означать зло, а может означать добро, потому что именно попугай произносит "членораздельные слова так, что, если ты не видишь птицу, ты подумаешь, что это говорит человек, и естественным образом он произносит Ave. Остальным же словам его нужно учить" (римлянин Марциал).
И это самое Ave попугая отсылает к великому Ave, с которым к Марии обращается архангел Гавриил, сообщая таким образом о чуде непорочного зачатия.
Ну и на десерт, отражение на щите Георгия: смутный силуэт человека в красном тюрбане — таком же, очевидно, как на предполагаемом автопортрете ван Эйка из лондонской Национальной галереи. И тут, по сути, три аспекта — еще одна подпись художника, демонстрация живописного мастерства, усиление эффекта присутствия реальности в том мире, потому что щит отражает то, чего в картине нет, но есть здесь, за картинной плоскостью, есть (ренессансная идея о том, что Священная история происходит здесь и сейчас, а не где-то там, по ту сторону жизни).
Йорис ван дер Пале, тот, кто заказал работу, в1432 году прекратил регулярное участие в обрядах, а в 1434-м освободился от обязанностей по состоянию здоровья (это, к слову, год заказа картины, поэтому медики не соврали).
К чему я вновь вспомнила про ван дер Пале? Ему, после ухода, сохранили доход в обмен на учреждение двух капелланств — должность священнослужителя, совмещающего сан с какой-либо дополнительной (как правило, светской) должностью. Так, ван дер Пале создал что-то вроде фонда, который передавал собору Св.Донатиана в Брюгге, где долгое время и хранилась работа ван Эйка, существенные деньги, облачения, утварь и т.д. Священник, назначенный на одну из этих должностей, должен был служить три мессы в неделю: одна — реквием, одна — месса в честь святого и праздника, который приходится на этот день, и одна во имя Святого Креста. И вот тут, внимание — после каждой мессы служащий священник должен был идти к могиле ван дер Пале, читать там заупокойную молитву и кропить могилу святой водой.
Поэтому на вопрос: "Для чего эта картина?", ответ вырисовывается абсолютно очевидный — ван дер Пале страстно желал спасти свою грешную душу.
П.С. нашли отражение? Если нет, то вот оно⬇️⬇️⬇️
Это самая большая из сохранившихся картин ВАН ЭЙКА.