Древин Александр Давидович

Древин Александр Давидович настоящее имя Александр-Рудольф Древиньш, латыш. Aleksandrs Rūdolfs Drēviņš; 15 июля 1889 - 1938, Бутовский полигон) Что может быть для художника более необходимым,

настоящее имя Александр-Рудольф Древиньш, латыш. Aleksandrs Rūdolfs Drēviņš; 15 июля 1889 — 1938, Бутовский полигон) «Что может быть для художника более необходимым, как чувствовать, что черпаешь силы из двух великих источников: сильная жизнь и сильная природа. 1922 — 1930 гг. — все эти 8 лет я сживался с природой с предельной для себя возможностью. И всегда меня поражало следующее: вещи слабо достигают цели. Не все то, что пишешь только с природы, является произведением искусства; мне стало ясно, что надо найти какой-то секрет выразительности, как бы в самом артисте должна произойти какая-то работа. С 1930 г. я начал серьезно работать над этой проблемой, я пытался писать ту же природу, но уже в мастерской, и странно, она стала постепенно превращаться в нечто другое; природа исчезла, а язык живописи усиливался, создавалась другая реальность. В этом году я пытался в Армении соединить эти два направления в нечто синтетическое, я начал замечать, с большим удовлетворением, что работа двигается. Я работал карандашом непосредственно с натуры, и оказалось, что мой глаз достиг остроты, которой я не замечал у себя раньше; все же моя предыдущая работа создала как бы основу для моих живописных работ.»
______________________________
Один из лидеров русского авангарда 1920-30-х гг., А. Д. Древин последовательно отстаивал принципы станкового искусства. Уникальная стилистика его живописи почти не имеет аналогов в отечественном искусстве XX в. Несмотря на то что творчество художника легко поддается разделению на ряд периодов, оно предстает необыкновенно цельным по духу, по внутренней динамике своего развития.
1908-1913 учился в Рижской городской художественной школе под руководством В. Пурвита.
1915-1917 член объединения «Бубновый валет»,
1919 — Ассоциации крайних новаторов живописи (АСКРИН).
С 1912 участник выставок, в том числе: 1922 общества «Мир искусства»; 1925 объединения «Московские живописцы»; 1931 художников группы «13».
1927 — 1932 член-учредитель Общества московских художников (ОМХ).
1920-1930 профессор живописного факультета Высших художественно-технических мастерских и Высшего художественно-технического института (Вхутемас-Вхутеин). Член Российской (позднее Государственная) академии художественных наук (РАХН-ГАХН).
В середине 1930-х, когда творчество Древина стало подвергаться особо острым нападкам, Латышское культурно-просветительное общество «Прометей» заключило с ним несколько договоров и оказывало ему материальную поддержку (к 1938-му г. долги Древина Всероссийскому кооперативу художников и обществу «Прометей» составил около 11 тысяч рублей ). Участие в деятельности общества «Прометей», многие члены которого подверглись репрессиям, привело и к расправе над Александром Древиным: 17 января 1938 года художник был арестован и после непродолжительного расследования приговорен к высшей мере наказания «за контрреволюционную деятельность». Пориговор был приведен к исполнению 26 февраля 1938 года на Бутовском полигоне.
Реабилитирован 30 октября 1957 года за отсутствием состава преступления.
Судьба творческого наследия :
Картины и рисунки Александра Древина удалось сохранить от конфискации его жене Надежде Удальцовой. Во время ареста она выдала их за свои работы.
Впервые после длительного перерыва произведения Древина были показаны в Риге в 1959 г. на выставке работ художников — красных латышских стрелков. Однако даже после разоблачения незаконных репрессий «историки искусства были обязаны демонстрировать свое неприятие “формализма” в искусстве, отрицательное отношение к увлечению им отдельных художников. Правда, они пытались “обелить” мастеров искусства, приуменьшить их “вину”, несоответствие взглядов все ещё продолжавшим господствовать политическим и идеологическим критериям… Рецензент выставки, отдавая дань господствовавшим в официальной критике упрекам А. Древину в “формализме”, всё же утверждал, что “тесные связи со страной социализма и её людьми” помогли ему “найти истинную дорогу” и стать “зрелым реалистом”». Лишь в 1971 г. работы Древина были представлены в Москве, на выставке «Старейшие советские художники о Средней Азии и Кавказе» в Государственном музее народов Востока.
В 1977 г. картины Древина экспонировались на выставке из собрания Г. Костаки в Дюссельдорфе. В 1979 г. 90-летие художника было отмечено его персональной выставкой в Русском музее в Ленинграде. В 1980-е гг. произведения Древина демонстрировались в музее Гугенхайма в Нью-Йорке (1981—1982), на выставках: «Семь русских художников. 1910—1930» в Кёльне (1984), «Искусство и революция» в Токио, Будапеште и Вене (1987—1988), «Русский авангард» в Хельсинки (1988), «Художники группы “Тринадцать”» в Москве (1989). В 1991 г. в залах Центрального дома художника состоялась масштабная персональная выставка Александра Древина и Надежды Удальцовой, в составе которой экспонировалось свыше 300 произведений двух мастеров. В 2003 г. большая персональная выставка Древина была организована в Третьяковская галерея, где было показано около 80 картин Древина из коллекций Третьяковской галереи, Государственного художественного музея Латвии, Русского музея, музеев Тулы, Новосибирска, Орла, Ульяновска, Барнаула, из собрания семьи художника.
В 2010 г., после смерти невестки Александра Древина, искусствоведа В. В. Стародубовой из семейного собрания пропала значительная часть произведений Древина и Удальцовой. Среди пропавших работ: «Пейзаж. Алтай» (1930), «Косуля в снегах» (1931–32), «Портрет сына Андрея» (1926) и другие. В конце 2012 г. две картины — «Охотник» (1932) и «Пейзаж с белым домом» (1931) были обнаружены на антикварном рынке Москвы.

Древин Александр Давидович настоящее имя Александр-Рудольф Древиньш, латыш. Aleksandrs Rūdolfs Drēviņš; 15 июля 1889 - 1938, Бутовский полигон) Что может быть для художника более необходимым,

Древин Александр Давидович настоящее имя Александр-Рудольф Древиньш, латыш. Aleksandrs Rūdolfs Drēviņš; 15 июля 1889 - 1938, Бутовский полигон) Что может быть для художника более необходимым,

Древин Александр Давидович настоящее имя Александр-Рудольф Древиньш, латыш. Aleksandrs Rūdolfs Drēviņš; 15 июля 1889 - 1938, Бутовский полигон) Что может быть для художника более необходимым,

Древин Александр Давидович настоящее имя Александр-Рудольф Древиньш, латыш. Aleksandrs Rūdolfs Drēviņš; 15 июля 1889 - 1938, Бутовский полигон) Что может быть для художника более необходимым,

Древин Александр Давидович настоящее имя Александр-Рудольф Древиньш, латыш. Aleksandrs Rūdolfs Drēviņš; 15 июля 1889 - 1938, Бутовский полигон) Что может быть для художника более необходимым,

Древин Александр Давидович настоящее имя Александр-Рудольф Древиньш, латыш. Aleksandrs Rūdolfs Drēviņš; 15 июля 1889 - 1938, Бутовский полигон) Что может быть для художника более необходимым,

Древин Александр Давидович настоящее имя Александр-Рудольф Древиньш, латыш. Aleksandrs Rūdolfs Drēviņš; 15 июля 1889 - 1938, Бутовский полигон) Что может быть для художника более необходимым,

Древин Александр Давидович настоящее имя Александр-Рудольф Древиньш, латыш. Aleksandrs Rūdolfs Drēviņš; 15 июля 1889 - 1938, Бутовский полигон) Что может быть для художника более необходимым,

Древин Александр Давидович настоящее имя Александр-Рудольф Древиньш, латыш. Aleksandrs Rūdolfs Drēviņš; 15 июля 1889 - 1938, Бутовский полигон) Что может быть для художника более необходимым,

.

Ваш комментарий