итал. Giotto di Bondone; 1266 или 1267, Виккьо — 1337, Флоренция) — итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Джотто первый среди художников отошёл от церковных канонов и положил в основу своего повествования чувственное восприятие. Усиление авторского начала не только возвышало художественную самобытность произведения, но одновременно укрепляло и его культурную определённость.
Джотто выразил в своих работах материальность и пространственную протяжённость, использовав ряд уже известных в его время приёмов — угловые ракурсы, упрощённую античную перспективу. Если считать сюжетное пространство работ того времени в определённом смысле религиозным театром, то Джотто сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и чёткость структуры объёмного мира. Одновременно он разработал приёмы моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объёмность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции.
«Мир трёхмерный — объёмный и осязаемый — открыт вновь, победно утверждён кистью художника. Отброшена символика византийского искусства. Угадана высшая простота. Ничего лишнего. Всё внимание художника сосредоточено на главном, и даётся синтез, грандиозное обобщение». (Л. Д. Любимов)
Основная масса творческого наследия Джотто складывается из фресок. Во времена Джотто, фреска была новым жанром живописи, а сам художник стал одним из первых великих мастеров этого жанра. Это обстоятельство во многом определило роль Джотто как родоначальника новой живописи в Италии, поскольку на протяжении нескольких столетий именно фреска (за исключением Венеции с ее сырым климатом) считалась своеобразным индикатором, показывающим степень одаренности художника, остроту его глаза и твердость руки, т.к во время работы нет возможности исправлять возможные ошибки.
К его выдающимся работам относятся росписи Капеллы Скровеньи (Капелла дель Арена) в Падуе. Посвящённые жизни Марии и Христа и расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами, фрески поражают исходящим от них драматизмом и убедительностью образов, своей объемностью и построением пространства.
Не менее известны его росписи капелл Перуцци и Барди во флорентийской церкви Санта-Кроче, где Джотто удалось добиться потрясающей убедительности и монументальности образов, их связи с внутренней архитектурой здания.
Основное действие многих фресок , нижняя часть которых находится на уровне глаз зрителя и выше, происходит на переднем плане. Благодаря такому приему зритель словно бы стоит на той же изображающей поверхность земли плоскости, что и фигуры на фреске, несмотря на то, что их видно снизу. Считается, что Джотто был первым, кто настолько приближал зрителя к месту действия.
Примечательно расположение изображаемых фигур — рядами, уходящими в глубину, впервые введенное и систематически использовавшееся Джотто в полном соответствии с его пространственным видением. До Джотто участников многофигурных сцен всегда располагали горизонтальными рядами параллельно живописной поверхности, будто задние фигуры стояли на постепенно поднимавшихся вверх скамьях.
Позже находки Джотто по изображению трёхмерности пространства на плоском холсте / фреске использовали многочисленные живописцы.
Леонардо да Винчи, например, писал, что “Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий…”. Образно охарактеризовал достижения Джотто флорентийский художник Ченнино Ченнини, на рубеже XIV – XVвеков отметивший, что он “перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным”. Под “греческим” Ченнини подразумевал формальные византийские каноны, являвшиеся общепринятыми художественными аксиомами в средневековой Европе.
Для современного изощренного глаза живопись Джотто может показаться «примитивной», однако для своего времени Джотто был величайшим революционером. До него в живописи царствовала плоскость — у него пространство картины стало объемным. До него персонажи фресок носили скорее символический характер — у него они приобрели индивидуальные черты. До него живопись была строго функциональна — у него атмосфера наполнилась разнообразными эмоциями. С творчества Джотто начинается новый этап искусства, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью.
Его влияние простирается на целые века. Творчество Джотто заложило основу искусства Ренессанса, в великую эпоху которого его значение было не меньше, чем значение Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля или Мазаччо.