1885г. Холст, масло. Национальный художественный музей Белоруссии.
В основе сюжета картины старинный русский обычай. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае накануне свадьбы проходила церемония прощания с «девичьей красотой». Невеста в компании подруг посещала баню.
С утра подружки невесты топили баню, сопровождая этот процесс специальными песнями. Затем они брали за руку, сидящую в переднем углу избы, невесту и вели на девичник. Во главе этого шествия шел дружка жениха, который читал заклятия от нечистой силы, махал кнутом и обсыпал невесту зерном. Процесс мытья в бане был довольно длительным, невесту парили березовым веником, с ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном. Все это сопровождалось пением и причитаниями.
«Девичник в бане» впечатляет сюжетом, где загрустила молоденькая невеста, которую не могут развеселить ее подгулявшие родственницы и подружки. Молодой девушке сейчас не до веселья. Родители «приговорили» ее к браку с нелюбимым. И по всему ее виду заметно, что она мало верит в то, что ей нашептывает сестра.
В тщательно продуманную композицию вошли двенадцать женских фигур. В центре — белокурая невеста в томной позе, которой что-то наставительно шепчет на ухо старшая, уже замужняя подруга. Девушка грустна и не замечает ни общего веселья, ни великолепной корзины с фруктами.
Слева — пожилая особа, сидящая за столом, уставленным рюмками, бутылками и графинчиками, отдает должное винам и сладким закускам. Чуть в глубине — группа веселящихся подружек, одна из которых лихо играет на гармошке, а другая выступает в пляске, размахивая нарядно украшенным веником.
Справа — разбитная красотка с медным тазом в руке откинулась на спинку кресла и никак не может отдышаться. На происходящее с печалью об ушедшей юности и легкой укоризной взирают две немолодые дамы. В живописном беспорядке всюду разбросаны пестрые шали, кружевные нижние юбки, чепчики, накидки и прочие изящные предметы.
Тема наготы была использована художником неожиданно и смело. Еще бы, во всей своей ослепительности предстали не какие-то греческие богини или римские матроны, а наши русские красавицы.
Картина была задумана ещё в середине 1870-х годов . В начале 1885 года «Девичник» был закончен и до Саратова показан в Москве и Нижнем Новгороде. Теперь же Журавлев привез её на суд земляков. «Девичник в бане» был предметом его гордости.