Давид Бурлюк — человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид БурлюкДавид Бурлюк

"Когда входишь на выставку, то получаешь впечатление, что, кроме Бурлюков, здесь никого нет, и кажется, что их много: десять, может быть, двадцать Бурлюков. Потом оказывается, что их только трое и что один пишет квадратами и цифрами, другой запятыми, а третий — шваброй".

Нет, это сказал не Бенуа, а Грабарь. А трое их, потому что в творческое объединение "Стефанос", о выставке которой и отозвался Грабарь, входили, помимо ДАВИДА БУРЛЮКА, его младший брат Владимир и сестра Людмила.

Вообще, в семье Бурлюков было шестеро детей, Давид был старшим. Но прославились только четверо — Давид, Владимир, Николай и Людмила. Ну ладно, прославился только один, но те трое тоже оставили свой след в искусстве. Они все были яркими участниками художественной и литературной жизни России 1910-х — 1920-х годов, настолько, что в эпоху Серебряного века даже существовал термин "бурлючество".

Королем сцены, конечно, был он — Давид Давидович Бурлюк, пионер перформанса и первый арт-продюсер. Он постоянно что-то организовывал, открыл миру Маяковского, был патроном Хлебникова.

Сразу скажу: если начать гуглить про Бурлюка, то в сети найдутся килотонны версий того, как Бурлюк потерял свой глаз… ЭТЕНШН: братья тут совсем не при чем! На самом деле Давид Бурлюк повредил глаз, играя с детским пистолетом и если бы семья больше года не занималась самолечением, глаз удалось бы сохранить (Деменок Е.Л. "Давид Бурлюк. Инстинкт эстетического самосохранения", 2020).

Мне лично о Бурлюке говорить сложно. Давид Давидович есть фигура уникальная, ибо ничего конкретного о нем сказать в общем-то нельзя. В том плане, что вот, например, Малевич создал суприматизм, Татлин — конструктивизм, Ларионов с Гончаровой придумали лучизм и далее по списку. А Бурлюк не создал ничего. "Отец русского футуризма", как он сам себя называл и как ныне его все именуют, — это звучит сильно обобщенно. Он не придумал никакого стиля. Так же, как не существует и стиля каким можно было бы охарактеризовать его творчество.

Бурлюк — это человек везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид БурлюкДавид Бурлюк

Он много где учился, в том числе в мюнхенской Королевской академии художеств и в частной художественной школе Антона Ажбе, но нигде не доучился до конца. Почему? Потому что ему было скучно, он хотел действовать.

"С широкою кистью в руке ты бегал рысью / И кумачовой рубахой / Улицы Мюнхена долго смущал / Краснощеким пугая лицом" (Хлебриков).

Попугал там всех и вернулся на родину, где вскоре стал одним из лидеров того самого творческого объединения "Стефанос", о выставке которого столь язвительно отозвался Грабарь (это был конец 1900-х и идеи нового искусства были не милы в русском художественном миру).

Бурлюк, как и его соратники, работал в манере, которую сам же именовал как нео-импрессионизм, хотя по сути — это было что угодно, ташизм, пуантилизм, постимпрессионизм, но только не импрессионизм. Хотя, впрочем, это не столь важно. Писал он ярко и симпатично.

А потом наступили 1910-ые и началась вся та неистовая вакханалия, которая ныне именуется авангардом, зачинщиком которой во многом стал именно Давид Бурлюк (почему ныне? потому что тогда никто авангардистами себя не называл, футуристами — да, суприматистами — да, но не авангардистами. Термин этот стал лицом той эпохи в 1980-х, когда вроде бы о том искусстве говорить еще нельзя, но уже надо. Тогда и придумали термин авангард — передовой отряд, связав его, конечно, с революцией, хотя само по себе это художественное явление, хоть и было революционным, с социальной революции никак не связано).

"Искусственный глаз прикрывался лорнеткой; в сарказме изогнутый рот напевал, казалось, учтивое что-то; но едкой насмешкой умел убивать наповал" (Асеев).

Именно в начале 1910-х Бурлюк знакомится с Маяковским. Произошло это в курилке Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где оба товарища учились (Маяковский сперва хотел стать художником и только с легкой руки Бурлюка стал поэтом).

Маяковскому 18 лет, Бурлюку — 29.

"В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая…" (Маяковский). Впоследствии обоих отчислили за пропаганду идей футуризма.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид БурлюкДавид Бурлюк

"Давид сделал меня поэтом, читал мне французов и немцев, всовывал книги, выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтобы писать, не голодая" (Маяковский).

"Какие 50 копеек? Не меньше рубля. Ему и Хлебникову. Хлебникову еще теплые носки. Монетку, один рубль, я всегда засовывал им в пальто" (Бурлюк).

А он еще печатал своих друзей. Вместе с братом Николаем страстный, даже неистовый агитатор, спорщик, выдумщик, составитель громких заявлений и манифестов Бурлюк основал литературную группу "Гилея" (греческое наименование древней Скифии). В нее вошли все друзья этого "полутороглазого стрельца" (Лившец): Василий Каменский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых и Владимир Маяковский.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Николай Бурлюк, Бенедикт ЛившицАлексей Крученых, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Николай Бурлюк, Бенедикт Лившиц

Именно они выпустили тот самый манифест — "Пощечина общественному вкусу" (1912):

"Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней…"

В 1913-1914 годах гилейцы отправились на гастроли по Российской империи. Свою программу они называли просто и ясно — "поэзоконцертом" или "стихобойней", а выступления их сопровождались броскими нарядами и раскрашенными лицами.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Андрей Шемшурин, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский.Андрей Шемшурин, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский.

Вообще, Бурлюк всегда был стильным — эдакий франт-эпатажник с лошадкой на щеке и серьгой в ухе. А еще с блестящим стеклянным глазом и цилиндром на голове. Оригинальное сочетание привычного для того времени цилиндра и совсем дикого — серьги в ухе. Ну в этом, думается, весь Бурлюк.

Вообще, если отойти в сторону и посмотреть на авангард в целом, то можно увидеть главное его достижение — отказ от мимесиса, т.е. творцы этой эпохи полностью переворачивают картину мира и перестают подражать действительности. Они создают новую действительность, свою собственную.

Отсюда вытекают три главных маркера авангарда — МАНИФЕСТ (чтобы объяснить позицию художника), ЖЕСТ (создать образ самого себя, то, без чего искусство авангарда в принципе немыслимо) и ЭПАТАЖНОСТЬ (идея пойти против мещанского вкуса, даже в какой-то степени его оскорбить).

Так, например, Малевич ходил с деревянной ложкой в петлице пиджака, Крученых — с повешенной на шнурке через шею диванной подушечкой, Давид Бурлюк носил ожерелье, а Маяковский любил рядиться в яркие, красные или желтые, кофты. Ну и конечно, ребята эти, во главе с Бурлюком не чурались раскрашивать свои лица сажей и краской, а иногда наносили на них геометрические рисунки (такой бодиарт начала ХХ столетия).

Первым это стал делать Михаил Ларионов (они познакомились с Бурлюком в 1907 году и Давид Давидович сразу же позвал его на этюды к себе в имение Черпенко. Вообще, именно в этом имении и рождался авангард…)

Вернемся к раскраске лиц. Объяснение этой практики естественно сопровождалось специальным манифестом "Почему мы раскрашиваемся?" (1913), в котором Ларионов заявил, что подобным образом осуществляется вторжение искусства в жизнь, и раскраска есть "начало вторжения".

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Василий КаменскийВасилий Каменский

Это тот самый авангардный жест и эпатаж. Для чего? Все дело в мировоззрении. В начале ХХ века Россия оставалась аграрной страной, куда не менее агрессивно и напористо внедрялся индустриализм. Футуристы отразили это внедрение в искусстве. Зрители для них стали "стадом баранов", вкус которой нуждался в пощечинах (близкий к футуристам Всеволод Мейерхольд воспринимал зрительское мещанство под знаком "чудовищных рож и харь").

Раскраска стала бунтом — бунтом против земли, ибо декоративная косметика, ставшая синонимом города, всегда противопоставлялась сельской естественности и простоте. Другими словами, как индустрия пробуждала Россию от деревенской спячки, так и футуристы, будетляне, будили ее эстетические ударами тока, пощечинами, пинками под зад.

Вообще, как явление футуризм в России носил скорее литературно-центричный (поэтический) характер, нежели живописный. Именно поэтому Бурлюк в своем художественном творчестве скорее фовист, который, впрочем, легко мог написать какой-нибудь пейзаж и в стиле нео-импрессионизма в году, скажем, в 1913-м. Почему? Потому что Бурлюк был свободен от всего и рамки…что такое рамки?

В общем-то весь короткий век футуризма, бурного, яркого, скандального, такого очень на разрыв и во весь голос сделал он — Давид Давидович Бурлюк. И тут мы возвращаемся к началу — он был тем уникальным человеком, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид БурлюкДавид Бурлюк

Пионер перформанса, первый арт-продюсер, зачинатель боди-арта, острослов, живописец и просто поэт:

Каждый молод молод молод

В животе чертовский голод

Так идите же за мной…

За моей спиной

Я бросаю гордый клич

Этот краткий спич!

Будем кушать камни травы

Сладость горечь и отравы

Будем лопать пустоту

Глубину и высоту

Птиц, зверей, чудовищ, рыб,

Ветер, глины, соль и зыбь!

Каждый молод молод молод

В животе чертовский голод

Все что встретим на пути

Может в пищу нам идти.

В 1920-м Бурлюк уедет сперва в Японию, затем в Штаты, которые станут ему вторым домом. Не сразу, но и там он добьется успеха, впрочем, это будет уже довольно тихий успех, даже скучный.

«Это был кусок пыльного сероватого картона, судя по всему, довольно старого. На нем черной краской сквозь грубый трафарет было косо отпечатано слово «Бог». Это русская концептуальная икона начала века, сказал Кавабата. Работа Давида Бурлюка. Слышали про такого?» (Пелевин "Чапаев и пустота").

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

Давид Бурлюк - человек, который был везде и нигде.

источник

Ваш комментарий