Юрий Пимеров "Новая Москва", 1937. ГТГ. Москва.Юрий Пимеров "Новая Москва", 1937. ГТГ. Москва.
Т.е сменил свой стиль с динамичного и плакатного проэкспрессионизма на поэтическо-лиричный, радостный импрессионизм или как он его называл "реалистичный импрессионизм". Или как многие его называют "социалистический реализм". Но это не так или не совсем так.
От социалистического реализма у Пименова есть, разве что, радостное воспевание жизни тогдашнего люда. Без драм и коллизий. И без бед. Это идеальный советский мир. Или мир, благостно обновленный советской властью.
В остальном он художник впечатления. Причем такого очень личного, индивидуального впечатления, которое совсем не вяжется с официозом идеологическо-пропагандистских установок.
Во-первых, во-вторых и в-стоседьмых, импрессионизм никогда не был благонадежным направлением для советской власти, ибо формализм.
Но когда этот формализм транслирует миру радость бытия именно советского человека, человека новой формации и мир новой советской формации (новостройки, которые не видели бомбежек и в которых уже никогда не будет тесноты и запаха коммуналок; широкие асфальтированные улицы, по которым мчаться автомобили — спешат в новый благоустроенный советской властью мир, в столицу первого в мире социалистического государства; широкие и просторные улицы с новенькими витринами магазинов, в которых "все есть" и по которым спешат новые, успешные и благополучные люди…), то тут дело другое.
Конформизм? Возможно. Но, знаете ли, кушать всем хочется, а жить за счет супруги — дело для мужчины унизительное и угнетающее. Да и не писал Пименов никогда назидательно пафосных работ, когда идеология бессовестно и бескомпромиссно вырывается наружу. Никакой пропаганды официозного счастья, только мир в розовых очках.
Или впечатление о мире, которого никогда не будет. Или может быть будет, но потом. Такая сиюминутная, моментальная эмоция на опережение. Социалистический импрессионизм 😂 (я это так назваю).
Система вневременного "вообще" здесь не работает, так же как гнетущее "надо-должен-обязан" (от создателей "мир, труд, май"), только "здесь и сейчас". Но это "здесь и сейчас" подано в каком-то ошеломительно эпохальном масштабе — моменты счастья, как часть величественной эпопеи. И подана эта эпопея легким, энергичным, озорным, мелким мазком и прозрачными красками — совсем не про советский эпос, но московский очерк.
Сам придумал-сам впечатлился 😂 Такая художественная пилюля, как отдушина (лекарство должно быть все-таки не только горько-соленое, да и от постоянной касторки сильно подташнивает, а тут вам простое теплое молочко с медом, горячий чай с малиновым вареньем и пряники шоколадные).
В 1920-ые Пименов стал одним из организаторов ОСТа — общества художников-станковистов. Ребята эти, ОСТовцы, отвергали реализм в духе передвижников. Их работы по стилистике были похожи отчасти на плакат, отчасти на европейские отголоски экспрессионизма, нашедшие себя в живописи, скажем, "новой вещественности". Формализм, но не чистый. Ибо главной темой творчества ОСТовской группы была жизнь новой молодой советской страны — индустриализация, спорт, труд. Динамично, графично, линиарно. Социалистический авангард 😁
Юрий Пименов "Инвалиды войны", 1926. ГРМ. Петербург.Юрий Пименов "Инвалиды войны", 1926. ГРМ. Петербург.
Юрий Пименов "Художники в мастерской (А.Д. Гончаров и Ю.И. Пименов)", 1928. ГТГ. Москва.Юрий Пименов "Художники в мастерской (А.Д. Гончаров и Ю.И. Пименов)", 1928. ГТГ. Москва.
Юрий Пименов "Бега", 1928. ГРМ. Петербург.Юрий Пименов "Бега", 1928. ГРМ. Петербург.
Но если в 1920-ые годы такой стиль был еще допустим в новом социалистическом миру (картину "Даешь тяжелую индустрию!" Пименов написал для выставки художественных произведений к 10-летию Октября и получил за нее премию, госзаказ; держим в голове — это пока еще время конструктивизма и супрематизма), то к середине 1930-х уже нет. ОСТовцев с настойчивой регулярностью, т.е постоянно, упрекали в буржуазности и формализме. А что это значит? Правильно, отсутствие работы и денег (Пименов зарабатывал на жизнь, иллюстрируя книжки и журналы).
Юрий Пименов "Даешь тяжелую индустриализацию!", 1927. ГТГ. Москва.Юрий Пименов "Даешь тяжелую индустриализацию!", 1927. ГТГ. Москва.
Для ясности: критика 1920-х к репрессиям не приводила, это была лишь часть творческой полемики. Но все равно, чисто по-человечески, неприятно. Так, в 1931 году ОСТовцы раскололись. Часть отколотых, среди которых был и Пименов, создали новую группу "Изобригада", программа которой гордо заявляла: избавляться от буржуазного влияния и укреплять пролетарский сектор в искусстве. Но, увы и ах, Юрия Пименова и Ко по-прежнему рьяно критиковали за формализм.
В 1932-м постановлением партии все существовавшие творческие объединения были ликвидированы, а взамен был создан единый для всех Московский областной союз советских художников (Московское отделение Союза советских художников). В 1934 году, на Первом съезде советских писателей, единственно верным методом для всей советской культуры был признан социалистический реализм. Творческая риторика сменилась на политическую. Барабанная дробь — оркестр, прощание славянки.
Так в творчестве Пименова произошел резкий поворот (в сторону импрессионизма) или отворот (от авангарда). Так темы индустриализации и спорта сменились на дороги, людей и город.
"Меня всегда интересовали и дороги, и люди. Эти темы — люди на дорогах; дороги, уходящие куда-то, — можно понимать локально, а можно и очень широко, как широкие понятия "дороги жизни" (Юрий Пименов)
Итог: практически все свои ранние работы, ОСТовского периода, художник уничтожил (даже те картины, которые уже находились в музеях — сошлись на том, что он им новые напишет).
"Лицом" художника стала картина "Новая Москва" (1937) — девушка (жена Пименова) въезжает в новый социалистический мир — радикально обновленную столицу. И символом этого нового мира, знаком нового города, становится эта самая девушка.
Юрий Пимеров "Новая Москва", 1937. ГТГ. Москва. ФрагментЮрий Пимеров "Новая Москва", 1937. ГТГ. Москва. Фрагмент
Юрий Пимеров "Новая Москва", 1937. ГТГ. Москва. ФрагментЮрий Пимеров "Новая Москва", 1937. ГТГ. Москва. Фрагмент
В1930-ые года было разработано много планов реконструкции Москвы — Пименов фантазирует на тему, т.е пишет то, что должно произойти в скором времени, но которого на момент написания работы еще не было.
Такой советский фентази-импрессионизм 😂
Но то было до войны, после — панорама современности: отражение событий московской жизни эпохи "оттепели". Мимолетные частные ситуации, советские модницы, стройки новых районов Москвы, москвичи, с которыми неизменно всегда Пименов и ассоциировал новые кварталы. Не с планами застройки, сроками их выполнения, кранами и рабочими, а с людьми, которым суждено будет там жить.
Юрий Пименов "Девушки из магазина", 1965. Серия "Новые кварталы". Частное собрание.Юрий Пименов "Девушки из магазина", 1965. Серия "Новые кварталы". Частное собрание.
Юрий Пименов "Лирическое новоселье", 1965. Музей Москвы. Москва.Юрий Пименов "Лирическое новоселье", 1965. Музей Москвы. Москва.
Юрий Пимеров "Первые модницы нового квартала", 1961. ГРМ. Петербург.Юрий Пимеров "Первые модницы нового квартала", 1961. ГРМ. Петербург.
Юрий Пименов "Свадьба на завтрашней улице", 1962. ГТГ. Москва.Юрий Пименов "Свадьба на завтрашней улице", 1962. ГТГ. Москва.
Юрий Пименов "Обыкновенное утро", 1957.Юрий Пименов "Обыкновенное утро", 1957.
Юрий Пименов "Окраина Москвы", 1960ые.Юрий Пименов "Окраина Москвы", 1960ые.
В своих воспоминаниях Юрий Пименов писал, что художник-жанрист должен быть немного зевакой, ведь впопыхах ничего толком не увидишь. Пименов был зевакой — умел увидеть значительное в повседневности.
Потому что старые районы Москвы, в которых вырос художник, "задыхались от тесноты общих квартир, от общих кухонь, где чад, жар и раздражение стояли в воздухе", а эти новые кварталы — "однообразные белые дома… дали отдых многим людям, приблизили их к светлой, просторной жизни" (Юрий Пимеров).