1907—1908гг. Холст, масло. Размер: 77 × 83 см. Galerie Würthle, Вена
Самая популярная из мифологических картин Климта. В основе ее сюжета — легенда о Данае, в которую влюбился Зевс и превратился в золотой дождь, чтобы овладеть ею. Эту легенду использовали в истории искусства многие знаменитые художники, но в работе Климта она принимает только ему присущий оттенок.
Согласно древнему мифу, прекрасная Даная была заточена отцом Ариксием в медной башне. Так строго он обошелся со своей дочерью, пытаясь всеми возможными способами оградить дочь от рождения сына. Знаменитый оракул ранее предсказал царю, что он будет убит своим внуком, то есть сыном Данаи. Но несмотря на все предпринятые меры, предначертанному суждено было сбыться. В очаровательную Данаю влюбился сам Бог Зевс, который обманул Акрисия, проникнув к девушке золотым дождем. Плодом этой любви стал Персей, впоследствии случайно убивший Акрисия во время гимнастических состязаний и таким образом исполнивший пророчество.
Климт использует мифологический сюжет лишь как отправную точку для полета своей фантазии. Климт удалил все детали, относящиеся к сюжету, и изобразил лишь сцену оплодотворения, давшую жизнь Персею. Золотой дождь, проникающий в тело Данаи, и орнамент картины придают этому древнему сюжету характер возвышенной сакральной сцены. Наслаждение, вызванное золотым дождём, является более чем простой компенсацией, оно вызывает воздействие недоступного при обычном акте, оно превращает тело Данаи в орнаментальный шифр, в произведение искусства. Эрос становится иконой.
Тема плодородия, ярко отраженная эпохой модерна, и присущая Климту тема женской сексуальности сливаются в единое целое в порыве, заставляющем полностью забыть о мифе, фабула которого сведена на картине художника к минимуму.
Округлые женские формы и орнамент являются теми главными композиционными элементами, которые придают эротичность полотну, которая ещё более подчеркивается золотым цветом дождя. Даная изображена на полотне погруженной в эротический сон (или эротический экстаз), в то время как поток золота струится вдоль ее разведенных ног. Выбор позы и искаженная перспектива придают телу Данаи необычайную сексуальность, в то же время орнаментализация создает определенную дистанцию.
Картина вызвала громкое возмущение среди критиков, усмотревших в ней откровенную проповедь безнравственности. Один из них писал, что героиня полотна Климта «напоминает груду старого тряпья и лежит в позе, слишком неудобной для нормального сна».