Чтобы стать величайшим в искусстве бунтарем, поджигать двери ФСБ совершенно необязательно.

Чтобы стать величайшим в искусстве бунтарем, поджигать двери ФСБ совершенно необязательно.

Марина АбрамовичМарина Абрамович

Она со всей убедительностью показала — чтобы стать величайшим в искусстве бунтарем, поджигать двери ФСБ совершенно необязательно.

Это МАРИНА АБРАМОВИЧ — "бабушка перформанса".

Вообще-то, на мой скромный вкус, она — это лучшее, что есть в перформансе. Точнее, она там только и есть (ну еще Йозеф Бойс и, возможно, Олег Кулик), потому что остальные — ну такое себе варенье.

Хотя, возможно, я так говорю, потому что совсем не люблю перформанс и искусством его, откровенно говоря не считаю.

Но, Марина Абрамович чертовски хороша! Смотреть ее перформансы одно удовольствие — она затрагивает очень неудобные проблемы современности и открытия, которые в результате ее творческих экспериментов происходят… нет, не удивляют. И это самое классное и страшное одновременно.

Ситуация: на столе лежат 72 предмета, среди которых роза, нож, заряженный пистолет, ножницы, хлыст, фонарик, расческа, виноград, хлеб, яблоки, черная шляпа, вино, молоток…. Любой из этих предметов можно было взять со стола и использовать… как вам угодно!

Дело было в 1974 году, в галерее Морра (Неаполь). Совсем молодая Абрамович (28 лет) стояла посреди комнаты неподвижно. Перед собой она держала табличку, на которой было написано, что женщина представляет собой объект для социального эксперимента. Зрителям разрешалось делать с художницей все, на что способна их фантазия.

Догадываетесь, КАК поступили люди? Правильно, только народ понял, что он может распоряжаться разложенными вещами безнаказанно, он потерял над собой контроль — вакханалия началась.

Не сразу, конечно. Вначале они просто трогали художницу, меняли положение ее рук, целовали и вкладывали в ладонь цветы. Однако чем дольше длился эксперимент, а длился он 6 часов, тем агрессивнее становились действия зрителей: Абрамович подняли на руки, положили на стол, взяли ножи и стали втыкать их в стол между ее ногами; разрезали одежду так, что она осталась стоять перед зрителями с обнаженной грудью… на ней рисовали, ее кожу резали ножом, наводили на нее дуло пистолета, который, спустя время вложили ей в руку и направили прямо в шею…

Чтобы стать величайшим в искусстве бунтарем, поджигать двери ФСБ совершенно необязательно.

Марина Абрамович. 1974 годМарина Абрамович. 1974 год

Агрессия без причины. Удивительно? Нисколько. Страшно? Да.

Ведь там, в той галерее, могли быть и мы с вами… как бы мы поступили? Не спешите с ответом. Участники перформанса тоже считали себя вполне приличными, культурными людьми. Но, тут такое дело, полная безнаказанность пробуждает в человеке необоснованное желание навредить, сделать больно, осуществить нечто плохое, что нельзя делать в обычной жизни, а тут, вроде как можно и индульгенцию покупать потом совсем не нужно.

Первый свой урок перфоманса Марина Абрамович получила благодаря другу своего отца, который взял масленые краски 14-летней девчонки, выдавил их на холст и подорвал. Именно тогда Марина впервые осознала, что в искусстве ПРОЦЕСС может быть важнее результата.

Она будет играть в "русскую рулетку" с пистолетом своей матери (в возрасте 14-ти лет); вырежет пятиконечную звезду бритвой на животе, после чего хорошенько накажет себя хлыстом и ляжет на крест из чистого льда (перформанс "Балканское барокко", 1997 года, посвященный памяти погибших в Югославии и/или погибшей Югославии); пройдет пешком половину Великой Китайской стены и будет смотреть зрителям в глаза, прямо, долго и абсолютно без слов.

Прославилась Абрамович "Балтийским эротическим эпосом" (2006). Это игровой перформанс — фильм, который рассказывает о том, как на родине Марины принято взаимодействовать с природой и Богом, с мистическими и физическими явлениями. Например, о том, как балканцы некогда облегчали роды своих жен посредством собственных гениталий, и о том, как с их же помощью исцеляли больную скотину.

Ну, этим нас не удивишь, мы знаем историю Рима.😂 А про деревенскую магию с использованием интимных мест слышали? Нет? Пожалуйста, не благодарите😂: "если на Балканах женщина хотела, чтобы ее любовник или муж любили ее, она засовывала маленькую рыбку себе в вагину и оставляла ее там на всю ночь. Утром она доставала умершую рыбку, затем смалывала рыбку в порошок, смешивала ее с кофе и утром подавала его любовнику или мужу. Считалось, если он выпьет этот кофе, то никогда от нее не уйдет".

Это одна из наиболее невинных сентенций, показанных в 13-минутном фильме, запрещенном к демонстрации практически везде из-за обилия эротических сцен. Но если очень хочется, то можно поискать в личных блогах, хорошо защищенных от детей младше 18 лет.

 

Вообще, говоря о перформансах Абрамович их можно разделить на ДО и ПОСЛЕ — до Улая и после него.

Франк Уве Лайсипен — друг, любовник, партнер. Они будут вместе долгих 12 лет (1976-1988) и сделают так много перформансов, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Лучше всего просто найти на Youtube, например, "Imponderabilia" (1977) или "Отношения во времени" (1977), или "ААА-ААА" (1978).

В лице Улая Марина нашла идеального партнера, готового поддержать любую, даже самую опасную ее идею. Схожесть их безумств была очевидной — до их встречи она вырезала у себя на животе коммунистическую звезду, а Улай — срезал ножом отпечатки с пальцев и фиксировал это на пленку.

В 1980-м они сделали перформанс "Энергия покоя", в котором Абрамович держала лук, а Улай — натянутую тетеву стрелы, нацеленную ей прямо в сердце. Они прикрепили к себе микрофоны, чтобы слышно было сердцебиение — концентрация ребят была колоссальной, ибо любая оплошность могла стоить жизни. Жизни Марины. Перформанс длился четыре минуты двадцать секунд и символизировал безграничное доверие между партнерами. На Youtube все есть, смотрите.😁

Чтобы стать величайшим в искусстве бунтарем, поджигать двери ФСБ совершенно необязательно.

В общем, фантазия у них была лютая и масштабная. Путешествуя по дикой пустыне они затеяли свой главный перформанс — "Великая китайская стена". Суть была в том, чтобы пройти 2500 км навстречу друг другу по Великой Китайской стене. Марина Абрамович начинала движение от восточной — "женской" стороны, от залива Бохус в Желтом море, а Улай от "мужской", западной — перевала в пустыне Гоби.

Встретившись посередине, они должны были пожениться…

Но они попрощались.

Потому что претензии, ссоры и противоречия исчерпали как их союз, так и ресурсы друг друга (каждого из художников на китайской стене сопровождали переводчики и телохранители; переводчица, сопровождавшая Улая, забеременела от него, позже он на ней женился).

Не Улаейм единым, как говорится, но и расставание вещь не простая. Марина Абрамович вышла из сумрака только в 2002 году в Нью-Йорке — это был перформанс "Дом с видом на океан". И это была имитация практики тибетских монахов.

Чтобы стать величайшим в искусстве бунтарем, поджигать двери ФСБ совершенно необязательно.

Абрамович в течение 12 дней находилась в трех комнатах в разрезе на сцене под неусыпным надзором публики. Она не ела, только пила воду, принимала душ, лежала, стояла и медитировала, но спуститься со сцены до окончания перфоманса не могла — ступеньки трех лестниц, ведущих из трех отсеков условных комнат в зрительный зал, сделаны были из ножей.

Это было грандиозное возвращение. А потом был грандиозный перформанс, который длился не день и не два, а месяцы. Я говорю о нашумевшем перформансе "В присутствии художника" (2010). Она привозила его даже в Москву, в ММОМа (2011).

Суть простая: любой желающий мог сесть напротив Абрамович. Условие — смотреть друг другу в глаза и молчать. Вернее, смотреть в глаза художнику, а художник, который творец, смотрит в твои глаза. Без слов.

Многие начинали плакать, потому что там, в чужих глазах, ты находишь свои… но не глаза, а поступки, переживания, тревоги, радости…

Но прогремел этот перформанс на весь мир не природой своей задумки, а Улаем. Дада, она ничего не знала. Он приехал тайно. Ее глаза, как и всегда, закрыты (чтобы заранее не знать, с кем из толпы будет ее молчаливое общение). Он садится напротив. Она поднимает голову и видит его. Они не виделись 30 лет… Наберите в поисковике "В присутствии художника. Марина Абрамович и Улай". Видео длится не более 5 мин.

Чтобы стать величайшим в искусстве бунтарем, поджигать двери ФСБ совершенно необязательно.

Красиво и трогательно, но… в 2015 году Улай подаст на Абрамович в суд за якобы нелегальное использование его имени, выиграет дело и получит приличную денежную компенсацию. Драмы ради? Известности для, так же как и с неожиданным появлением на перформаннсе. Я так считаю.

Сегодня Марине Абрамович 74 года и она не собирается на пенсию. С 2010 года она занимается воркшопами, обучает будущих художников ее профиля, дает интервью, путешествует, собирает деньги на Институт Перфоманса в Нью-Йорке, с которым, кстати, происходит довольно невнятная история: деньги собраны, а института все нет. Прям, как вся наша жизнь в России.😂

А в августе 2012 года она снялась в видео группы Antony and the Johnsons на песню Cut the World, поставленным Набилем Элдеркином. Помимо Абрамович в съемках приняли участие Уиллем Дефо и Карис ван Хаутен. Клип рассказывает о женщинах, которые отвоевывают мир у мужчин.

источник

Ваш комментарий