Пинап (пин-ап) — изображение красивой, часто полуобнажённой, девушки в определённом стиле (англ. to pin up — прикалывать, то есть плакат, прикалываемый на стену). Пикантный сюжет с легким намеком на сексуальность — икона гламура в США в середине прошлого века.
Началось все в 30−40 годы прошлого века. Это явление массовой культуры породило сотни игривых беззаботных красоток: идеальная девушка «а-ля 90/60/90», в чулках и мини-юбке, которая всегда рядом. «Будоражащее» искусство легко находило место на крыле автомобиля, дверце холодильника в холостяцкой квартире или на стене гаража. Над тиражируемыми образами трудилась целая армия художников.
Первым фривольных дамочек начал рисовать на афишах французский художник Жюль Шере. Затем новым символом красоты стала независимая и самостоятельная «Гибсоновская девушка». Художник Чарльз дана Гибсон вовремя создал образ худощавой высокой независимой молодой женщины — с уложенными в высокую прическу волосами, большими глазами, пышным бюстом,длинной шеей, округлыми бедрами и осиной талией, подчеркнутой корсетом.
В 20−30 годы ХХ века акценты в позиционировании женского образа несколько сместились, и худосочную феминистку потеснили более откровенные «крошки». «Добродетель нефотогенична», поэтому пуританские платья сменили дерзкие юбчонки,глубокие декольте и кружевные чулки на подвязках.
Мода на «пришпиленных» девушек (to pin up — от англ. — «пришпиливать» или прикреплять плакат к стене) появилась с легкой руки издателей календарей из «Brown & Bigelow», которые решили иллюстрировать каждый месяц года изображениями хорошеньких девиц. Идея принесла ее авторам немалую прибыль. И так как фотографы в начале ХХ века могли предложить лишь черно-белое фото, на помощь пришли художники с яркой палитрой.
Настоящей легендой пин-ап движения стал Джил Элвгрен (Gil Elvgren), иллюстратор и воспеватель американской женственности, одним из первых создавший тысячи образов на любой вкус: от девушек-ковбоев до сексапильных домохозяек.
Первопроходцами в использовании pin up изображений в рекламе стала компания Coca-Cola,которая попросила авторов снабдить героиню яркой картинки бутылочкой с напитком. Результат не заставил себя долго ждать — продажи моментально подскочили вверх. Примеру Coca-Cola последовала табачная компания Lucky Strike и др.
Осенью 1933 мужской журнал Esquire напечатал на обложке девушку Петти (Petty Girl) с непропорционально маленькой головкой и длинными ногами. Такая дисгармония читателей не смутила: весь тираж был раскуплен за несколько дней. Так журнал стал первым в мире печатным pin up изданием.
В военной Германии в стиле pin up создавали агитационные плакаты,героями которых становились не голубоглазые фрау, а Геринг и даже сам Гитлер. В начале Второй мировой войны настенные pin up календари дарили друг другу политические деятели, а армейское начальство снабжало вожделенными изображениями солдат, чтобы у тех был дополнительный стимул поскорей вернуться домой победителями и завоевать сердце одной из таких бравых девчонок.
После войны классический pin up начинает вытеснять его фотографический аналог. Опасаясь остаться без заработка, художники пускаются во все тяжкие: проверяя мораль на прочность, они до неприличия раздевают своих героинь, без тени смущения изображая обнаженную грудь.
Одним из таких авторов, рисовавших иллюстрации «для взрослых», был Фриц Уиллис (Fritz Willis). Причем в качестве модели в целях экономии использовал свою супругу Пэт. Картины, написанные гуашью и маслом, разлетались, как горячие пирожки, в очереди за которыми толпились компании Max Factor, Pepsi-cola и Warner Brothers.
Богиней pin up считается американская актриса Бэтти Грэйбл (Betty Grable) по прозвищу «ноги на миллион». Ее ноги действительно были застрахованы на эту сумму, а сама их обладательница признавалась: «У моего успеха есть две причины, и я стою на обеих». Даже японскую бомбу, сброшенную на Нагасаки, украшало фото Бэтти Гейбл, которое, как верили солдаты, приносило удачу.
Мерилин Монро с 1946 по 1950 годы позировала pin up художнику Эрлу Морану. Ее конкурентка, жгучая брюнетка Бэтти Пейдж (Bettie Page), завоевала титул «Мисс Pin-up», за что завистники и недоброжелатели то и дело упрекали ее в порнографии.
В списках «плакатных» девушек числились Бриджит Бардо и Ава Гарднер. Оплачивалась такая работа недурно. Иногда модель получала до трех четвертей гонорара художника!
Отрицание идеалов поколением 1960-х похоронило моду на «пришпиленных» девушек. Феминистки окрестили это явление в искусстве эксплуатацией женского образа в качестве объекта вожделения и прямым проявлением сексизма. В отместку подготовили серию фотографий, на которых в классических pin up позах позировали мужчины.