Хуго Симберг "Сад Смерти" 1896 годХуго Симберг "Сад Смерти" 1896 год
К сожалению, творчество Хуго не является популярным в нашей культуре, хотя отдельно взятые произведения время от времени заставляют интернет поговорить об искусстве рано ушедшего из жизни художника. Таким произведением, например, является картина «Раненый ангел», в которой рассказывается о непростом балансе мирского и духовного.
Раненый ангел (1903)Раненый ангел (1903)
Хуго Симберг ушел из жизни в возрасте 44 лет, а родился он в 1873 году в большой семье военного. Становление Симберга как художника происходило на побережье финского залива, в Выборге, который в годы жизни художника принадлежал территории Финляндии.
Глядя на его произведения, трудно поверить, что Симберг жил и творил более ста лет назад, настолько актуальным продолжает быть его искусство. Современному зрителю, интересующемуся символизмом, также интересно созерцать эти работы сейчас, как это было в первой трети ХХ века.
Хуго Симберг Автопортрет (1907)Хуго Симберг Автопортрет (1907)
Графическая работа «Сад смерти» была создана в 1896 году. Симберг был очень одержим вопросами смерти, мистическими видениями и их фиксацией в своем искусстве. Несмотря на мрачную подоплеку произведения, смотреть на него приятно.
Конечно, обилие «ваноговского» желтого способно спровоцировать тревогу, но в целом, в картине «Сад смерти» царят простые и приятные формы. В центре сюжета – Смерть, причем довольно каноничная, поп-культурная, в виде скелета, облаченного в черный балахон. По случаю досуга, капюшон снят.
Акварели Хуго СимбергаАкварели Хуго Симберга
Мы не можем сказать точно, все три смерти на картине – это проекция одного образа в разные промежутки времени, или же три разных смерти-садовника, как и не можем с точностью сказать, что на самом деле представляет собой этот метафизический сад.
Человеческие души, подобно хрупким растениям в горшочках, нуждаются в заботе и уходе. Чуткий садовник – Смерть, поливает водой, пропалывает и умиляется своим питомцам, вероятно, чтобы сорвать их в нужный момент. И как это происходит в жизни, этот момент до конца известен лишь ей одной.
Хуго Симберг "Сад Смерти" 1896 годХуго Симберг "Сад Смерти" 1896 год
Между тем, все души между собой совершенно разные: кто-то тонок, кто-то колюч, кто-то цветет, кто-то разрастается неказистыми голыми ветвями. Есть ли тут любимчики или все находятся в равных условиях? Маленькая садовая лейка и чистое боле полотенце на крючке – какие удивительно неожиданные в своей простоте детали.