1497г. Гравюра, медь. Размер: 13×19 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт
Загадочное произведение Альбрехта Дюрера, сюжет которого искусствоведами толкуется по-разному. В основе композиции лежит античная группа «Три грации», но художник добавил четвертую фигуру. На гравюре изображена небольшая и темная комната, которая не имеет никаких декораций или предметов мебели, помимо одной небольшой лампы. Помещение чем-то напоминает небольшой тесный мешок, который объединяет что-то непонятное, таинственное.
Дверь слева, из которой вырываются языки пламени и видна голова дьявола, олицетворяет врата ада, дверь справа, перед которой лежит кость, – врата смерти. Изображены четыре женщины: одна из них, на заднем плане, возможно, Эрида – богиня раздора; в трех фигурах на первом плане видят Венеру, Минерву и Юнону. Последняя была покровительницей замужних женщин, поэтому изображена в чепце. Некоторые исследователи связывают гравюру с темой «Суда Париса» и рассматривают ее как предостережение против сладострастия, ведущего к адским мучениям.
Каждую из них мы видим только в полуоборота, но позы не повторяются. Девушки подобны четырем сторонам горизонта. Но объединяет их не только нагота. Взгляды юных нимф направлены на что-то абсолютно незримое и непонятное обычному зрителю. Они видят что-то сверхъестественное.
Интересно украшены головы девушек. Двое из них имеют красивые косынки, та что стоит слева носит высокий и необычный чепец, а вот четвертая решила просто оставить небрежные локоны и вышла с непокрытой головой.
Обратите внимание на пропорции девушек: одна из них имеет совершенно маленькую и аккуратную голову, если соотносить ее со всем телом. При этом профиль можно назвать вполне классическим. Вторая довольно красивая, но взор ее полон страдания и боли. Да и телом она выглядит намного младше всех остальных окружающих ее девушек. Что касается третьей нимфы, то ее лица мы попросту не видим, ведь она стоит к зрителю спиной, а вот четвертая девушка наполовину скрыта от зрителя, она как будто стесняется показать себя. У нее простодушное лицо, но с довольно недоверчивой гримасой.
Сравнивая идеалы женской красоты тех времен и современности, видим большую пропасть, но анализируя эпоху, в которой жил Дюрер, можно утверждать, что прелести изображенных женщин оценивались весьма высоко.