Mрамор. Начало III в. н. э. Метрополитен-музей
Саркофаг появился на рынке произведений искусства в Лондоне в 1913 году. Поступил в коллекцию музея в 1947 году.
Украшенные рельефами со всех сторон, овальные саркофаги-леносы (овальнй чан-давильни для винограда) должны были стоять в центре погребального пространства, но как было на самом деле – неизвестно…В Метрополитен-музее находится саркофаг-ленос с мифом о Селене и Эндимионе. Саркофаг был обнаружен в нетронутом виде и в превосходном состоянии в 1825 г. в погребальной камере в Остии. Вскоре он был приобретен закупочной комиссией прусского короля и вывезен в Германию. Считалось, что он был уничтожен пожаром в Варвикском замке в 1871 г.; Carl Robert включил его в свой свод саркофагов как утраченный и известный только по старым гравюрам.
Эндимион был охотником либо пастухом на горе Латмус в Карии. Его красота привлекла к себе внимание Селены, богини Луны, когда та пересекала небо на своей колеснице. Пожелав сделать его своим возлюбленным, она достигла своего после того, как Эндимион был погружен в вечный сон. На этом саркофаге показан момент, когда Селена приближается к Эндимиону, чтобы овладеть им. Он лежит обнаженный, чуть откинувшись вправо, одежда обычна для охотника, правая рука закинута за голову — типичная поза, в которой изображался спящий человек в греческом искусстве. Селена спускается с небесной колесницы на Землю, поводья держит женская фигура в коротком платье. Другая женская фигура, с приятным лицом, напоминающим лицо самой Селены, склонилась над Эндимионом. В ее руке стебель с маковыми головками, она льет на юношу снадобье, являясь, по-видимому, олицетворением вечного сна.
Цель и смысл изображения римлянами мифа об Эндимионе на саркофагах II—III вв. н. э. вызывает множество споров. Уместность этой темы для погребального памятника очевидна, поскольку по своей чистой сути он представляет собой иллюстрацию исчезновения барьеров между божеством и смертным, а также преподносит любовь и сон как альтернативу смерти. Как в греческом языке, так и в латыни выражение «спать сном Эндимиона» служило идиомой глубокого долгого сна, дословным или метафорическим обозначением смерти, и семья покойного вполне могла воспринимать его уход из жизни в таких терминах. Если выбор саркофага был обусловлен подобными соображениями, то пол покойного, похоже, не имел значения, поскольку в саркофагах с мифом о Селене и Эндимионе погребали как женщин, так и мужчин, равно как супружеские пары и детей.