1881г. Холст, масло. Размер: 70,8 х 88,6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва,
Максимов создал целую серию картин, посвященных жизни бедняков, тяжелой крестьянской доле. Одной из самых ярких в этом ряду является картина «Больной муж». Художник продолжил близкую для него тему, изобразив больного деревенского мужика па лежанке, в избе, где у икон склонилась скорбная женская фигурка.
Как и в случае со многими другими крестьянскими полотнами Максимова, картина «Больной муж» родилась из непосредственных впечатлений художника, полученных им еще в детстве. Он хорошо помнил, как умирал его отец, и эта смерть глубоко запала ему в душу. «Лето 1850 года было жаркое, — вспоминал мастер, — крестьяне не успели кончить сенокоса, как поспела рожь, мои старшие братья Алексей и Федор уходили в дальние пожни косить, а матушка жала в поле. Я, шестилетний ребенок, оставался дома с больным отцом, не отлучаясь ни на минуту… Когда отец в забытьи, я встану перед образами и молюсь, сам не знаю о чем, потом сяду к окну и опять гляжу на несжатое поле… О чем я тогда думал — трудно сказать, но, несомненно, детское сердце чуяло горе и болело той непонятной болью, которая резко, на всю жизнь, запечатлевается в памяти».
При появлении своем на X передвижной выставке картина произвела фурор. В. В. Стасов писал летом 1882 года П. М. Третьякову: «Я был, Бог знает как, поражен «Умирающим» Максимова… По-моему, эта картина… — одно из высших произведений всей новой русской школы по правде, простоте и чувству».
Раскиданные по полу обрывки рыболовных снастей — примета волжской деревни. В первой половине 1880-х годов Максимов часто бывал на Волге, а «Больного мужа» писал в деревне Паулино Тверской губернии. Скорбная фигура крестьянки, стоящей на коленях перед иконами, замечательно удалась Максимову — хотя сам он не был доволен ею. В письме к П. М. Третьякову, купившему «Больного мужа», он признавался: «Отнюдь не забывая недостатков исполнения, особенно женской фигуры, я все-таки люблю картину за ту долю правды, которую удалось воспроизвести из жизни любимой, родной мне среды».