1870 г. Акварель. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Богатырская тема проходит через все творчество В. М. Васнецова, который с детства полюбил сказки и народную поэзию, знал и любил историю своей страны, ценил ее и гордился ею. В его творческом наследии есть много картин с героями русских былин и сказок — богатырями и витязями.
В Третьяковской галерее есть акварель, ставшая основой знаменитого шедевра Васнецова «Богатыри» ( Перед нами русский богатырь на боевом коне. Экипировка богатыря, его одежда лишены всякой роскоши, красоты. Все очень просто, ничего лишнего. Темно-синий кафтан, шлем, светлые порты, мягкие, но прочные кожаные сапоги и рукавицы. Просто и боевое оснащение богатыря: меч, лук, булава. А вот уздечка коня, напротив, богато украшена, что явно показывает отношение витязя к своему боевому другу. И всадник и конь под стать один другому. В обоих чувствуется сила, мощь, отвага.
Черты лица богатыря лишены индивидуальности, схематичен пейзаж. Автор осторожно экспериментирует, постепенно формируя главную свою идею: создание картины о богатырях-защитниках, героях древних русских былин и сказаний