Баухауз. Новая эпоха мирового дизайна

Баухауз – самый знаменитый институт дизайна двадцатого века. В чём секрет его славы, и почему даже сегодня мебельные дизайнеры создают реплики старинных предметов, созданных его воспитанниками?

Баухауз отличался новым подходом к эстетике и дизайну как таковому. Промышленность и дизайн поначалу существовали в разных измерениях. Промышленники создавали уродливые вещи, не советуясь с художниками, а художники времён Прерафаэлитов и модерна скорее тяготели к консерватизму и отрицанию промышленности. Со временем художники и промышленники всё чаще стали объединяться, и художники начали работать над дизайном массового продукта. Но всё же, одной из первых организаций в мире дизайна, полностью признавшей промышленную эстетику, был именно Баухауз.

Особенности преподавания в Баухаузе

Новый институт породил новые методы воспитания художников. В старинных академиях упор делался на подражание образцам, и художники могли выработать свой почерк только после окончания этих заведений. Баухауз же впервые позволил свободно развиваться личности каждого, никого не подавляя.
К сожалению, при всей революционности, в институте сохранялся постыдный пережиток прошлого – дискриминация женщин. Дамам в Баухаузе были доступны лишь традиционные женские области (керамика, ткани). И это в то время, когда в СССР уже были «амазонки авангарда», которые могли смело соперничать в своей славе с мужчинами.

Обучение в институте начиналось с форкурса, во время которого ученики решали, в какой области им больше нравится творить, а потом их распределяли по мастерским. Главная особенность Баухауза – обучение ремесленным умениям, ручное изготовление прототипов промышленных изделий. Профессора считали, что, лишь познакомившись со свойствами материалов на станке, они могут лучше понять и технологии промышленного производства.

По-новому строилось и обучение основам формообразования и теории цвета. Вместо штудирования гипсов художники создавали абстрактные композиции, позволяющие им изучить цвет и форму в чистом виде.

Баухауз заботился о всестороннем развитии студентов. Вместе с художественными теориями им преподавали музыку, пение, спортивные дисциплины. Занятия в студии сопровождались медитацией и танцами, помогающими студентам усвоить чувство ритма, не менее важное в живописи, чем в музыке.

Архитектура

Баухауз развил свою собственную линию в архитектуре, и в этом он также совершил революцию. На протяжении всей истории хорошее удобное жильё было доступно немногим. Дома богато украшались, а их строительство было трудным и долгим процессом. Баухаус, наравне с советскими инженерами начал проектировать типовые районы. Эстетика Баухауза явно угадывается в каждом таком здании. Дома не украшены ничем, зато внутри есть важные бонусы в виде достаточной освещённости и свободной планировки. Крыши, как правило, делали плоскими, сами дома – прямоугольными и кубическими. Здания, в которых размещался институт, также были спроектированы его профессорами и студентами.

Позднее, когда фашисты закроют Баухауз, многие профессора – евреи уедут в Израиль, и после там появится шедевр современной архитектуры – «Белый город». Конечно, при строительстве в тропиках, от некоторых принципов пришлось отказаться, но всё же эти дома постарались приспособить под южный климат в стиле фахверковых домов. Важную роль в архитектуре Баухауза сыграло общение его профессоров с Ле Корбюзье, который официально никогда там не преподавал, но оказывал на институт огромное влияние.

Предметный дизайн

Профессора Баухауза были также пионерами в области новых материалов и технологий в промышленном дизайне. Среди самых знаменитых примеров – кресло «Василий», названное в честь великого русского художника и преподавателя Баухауза Василия Кандинского. Это кресло выполнено из стальных трубок с натянутым на них холщовым сиденьем. Стальные трубки в то время только начали использовать. По схожей технологии выполнены столики для кафе, вставляющиеся друг в друга, подобно матрёшке. И здесь, и во многих других предметах дизайна Баухауза – базовые цвета – красный, синий, желтый, чёрный и белый. В эти цвета окрашена и диковинная треугольная колыбель. Но всё же, если говорить о действительно вневременном влиянии, то стоит упомянуть о том, что именно в Баухаузе разработана классическая модернистская форма часов. Квадрат со скруглёнными углами, толстые прямоугольные стрелки, толстые контрастные отметки для обозначения часов – всё это можно встретить в большинстве современных моделей будильников.

Баухауз – один из величайших дизайнерских институтов в истории, значение которого трудно переоценить. Однако время не стоит на месте, и в последующие годы новые поколения мастеров создавали новые школы, может быть, не имеющие такой славы, но не менее профессиональные и, конечно же, не менее революционные!

Ваш комментарий