1924 г, Холст, масло. Размер: 116,8×95 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В начале 1920-х годов старшая дочь Серебряковой Татьяна (Тата) училась в хореографическом училище Петроградского академического театра оперы и балета. Художница часто посещала спектакли, которые шли на сцене бывшего Мариинского театра. Благодаря своему дяде, Александру Бенуа, который в этот период был сценографом и членом дирекции театра, Серебряковой удается получить разрешение бывать за кулисами и посещать артистические уборные. В этот период Зинаида Евгеньевна создала цикл картин, связанных с жизнью примерочных и балетных уборных. Одна из этих работ перед вами.
На картине «Балетная уборная» изображены последние приготовления танцовщиц перед началом спектакля. Здесь все преисполнено радостного оживления. Мастерски строит художница многофигурную композицию, развивая действие по кругу, словно перечисляя поэтапно весь процесс подготовки к выходу на подмостки. Она последовательно направляет взгляд зрителя от полуобнаженной героини в трико, гримирующийся перед зеркалом на первом плане, к репетирующим танцовщицам в глубине уборной, и возвращает его на «авансцену», останавливая на балерине, надевающей пачку с помощью костюмера.
Сложное ритмическое построение холста, благородная праздничность цветового решения передают очарование предвкушения волшебного сценического действа, юную прелесть и стройную пластику его участниц. Чувственность у Серебряковой – особый сплав невинности и прельстительности. Именно так воспринимаются все эти изгибы, случайная обнаженность, изящные ножки.