Baccio Bandinelli, Флоренция , 12 ноября 1493 — 1560, Флоренция)— итальянский скульптор и художник эпохи маньеризма.Преобладающей мотивацией в его жизни, кажется, была зависть, которую вызывали у него другие художники, такие как Бенвенуто Челлини и Микеланджело. Он казался уверенным и славился своей заносчивостью, но в то же время подозрительно относился к своим коллегам и имел с ними стычки. Джорджо Вазари описал историю, как из зависти Баччо порезал картоны Микеланджело «Битвы при Кашине».
Стиль Баччо Бандинелли вызывает большие сомнения из-за его тяжелых форм, которые пытаются быть внушительными и выразительными, но попадают в несколько неуклюжий канон бодибилдинга с лицами с театральными гримасами.
Баччо основал академию в Риме (1531 г.) и еще одну во Флоренции ( ок. 1550 г.).
В 1534 году на флорентийской Пьяцца делла Синьория симметрично «Давиду» Микеланджело перед входом в Палаццо Веккьо была поставлена колоссальная скульптурная группа (высотой 5,05 м) работы Бандинелли «Геркулес и Какус». Две скульптуры — Микеланджело и Баччо — особенно наглядно демонстрируют противостояние эстетических принципов двух эпох: Высокого Возрождения и маньеризма. Бандинелли, пытаясь подражать великому Микеланджело, создал громоздкое и дробное по форме произведение. Схожими чертами — громоздкой нелепостью — обладает и другое произведение: фонтан «Нептун», установленный там же, на площади Синьории, но по другую сторону от «Давида» Микеланджело. Он был начат Бандинелли, а завершён Бартоломео Амманати в 1565 году. «В сравнении с творениями Микеланджело скульптуры Бандинелли отталкивают своим прозаическим натурализмом, а подчас и откровенной вульгарностью. В то же самое время Бандинелли был замечательно тонким, изысканным рисовальщиком».
Джорджо Вазари, трудившийся в его мастерской, осуждал маньеристскую манеру Бандинелли, он писал о Баччо: «Он ничего не делал, кроме как боццетти и мало заканчивал»; позднейшие историки отмечали жизненность рисунков и терракотовых моделей Бандинелли, контрастирующих с законченными мраморами: «вся свежесть его первого подхода к предмету терялась в трудоёмком исполнении в мраморе … Блестящий рисовальщик и превосходный скульптор мелкого масштаба, он имел болезненное увлечение колоссами, для выполнения которых он был плохо подготовлен. Его неудача как скульптора большого масштаба лишь подчёркивалась его желанием подражать Микеланджело. Многие рисунки Бандинелли были награвированы известными художниками того времени, они выделяются своей утончённой виртуозностью.