Марианна Веревкина "Оркестр", 1911. Городской музей современного искусства, Аскона.Марианна Веревкина "Оркестр", 1911. Городской музей современного искусства, Аскона.
"Искусство не для того, чтобы продавать картины, а для того, чтобы было кому понимать, что на свете творится и что говорят вещи, и чем дышит земля, и что кроется в жизни. И это знание, мучительное и сладкое, властное и убивающее, ненужное и единственно ценное, и есть самый большой дар человеку от Бога".
Это слова Мариамны Владимировны Веревкиной, но мы знаем ее, как МАРИАННУ ВЕРЕВКИНУ.
Марианна Веревкина Марианна Веревкина
И вот ведь как бывает: она знала практически все сливки тогдашней культурной России, а Илья Ефимович Репин, у которого она училась, называл ее "русским Рембрандтом". Но, как это часто бывает, в нашей стране о ней стали говорить лишь, внимание, с 2010 года, когда в Третьяковке состоялась ПЕРВАЯ крупная выставка ее работ "Художники русского зарубежья. Марианна Веревкина. 1860‒1938" (на Западе, к слову, ее давно любят, издают о ней книги и альбомы). Помните: "Умом Россию не понять, в Россию можно только верить".
Она родилась на пороге широкомасштабных общероссийских реформ, задуманных и реализованных Александром II. Отец ее, Владимир Веревкин, был московским дворянином, генералом, героем Крымской кампании. Мать, Елизавета Веревкина в девичестве Дараган, принадлежала к старинному княжескому роду, была личностью творческой, писала портреты и иконы для православных церквей (именно она давала дочери первые азы живописной грамоты).
Более того, дедушка нашей дамы по материнской линии служил тульским губернатором и генерал-лейтенантом, а бабушка писала книги для детей и руководила образовательным заведением для девушек (резюме: Веревкина родилась в Туле в богатой дворянской семье; будучи на службе у Императора Всероссийского батюшку Марианны Владимировны часто переводили — детство ее прошло в путешествиях по Российской империи).
В общем, в деньгах и знакомствах Веревкина ограниченна не была. Вначале она поступила в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, в класс Иллариона Прянишникова (одновременно брала частные уроки у Поленова). Затем, уже в Петербурге, куда перевели ее отца, училась у Репина.
А потом, во время охоты (традиционные забавы дворян) случайно прострелила себе правую руку, подвижность которой восстановить полностью так и не удалось.
Но не спешите расстраиваться — Веревкина научилась ловко владеть левой, а немного позже и вовсе смогла держать кисть как левой рукой, так и правой — при помощи специального приспособления.
В Петербурге Марианна Владимировна тесно общалась со многими передвижниками, с живописцами и графиками из круга Бенуа и Дягилева, которые позднее, на рубеже XIX‒ХХ веков, создадут знаменитое художественное объединение "Мир искусства". Была дружна с Кандинским, Грабарем, Рерихом, Сомовым, Малявиным, Мережковским, Гиппиус…
"Блестяще владея иностранными языками и не стесняясь в средствах, она выписывала все новейшие издания по искусству и просвещала нас, мало по этой части искушенных, читая нам вслух выдержки из последних новинок по литературе об искусстве. Здесь я впервые услыхал имена Эдуарда Мане, Клода Моне, Ренуара, Дега, Уистлера…" (Игорь Грабарь "Моя жизнь. Автомонография").
Марианна Веревкина. "Осень.Школа", 1907. Городской музей современного искусства, Аскона.
"Женщины в черном", 1910. Частное собрание.Марианна Веревкина. "Осень.Школа", 1907. Городской музей современного искусства, Аскона.
"Женщины в черном", 1910. Частное собрание.
И вот наступил 1892 год — год, когда с легкой руки Ильи Ефимовича Веревкина познакомилась с молодым офицером Алексеем Явленским (он был на 5 лет моложе ее). Любовь-морковь их затянулась на долгих 30 лет, гражданский брак (и исключительно платонические отношения), три страны (Россия, Германия, Швейцария) и ребенок от служанки (сын Явленского от Елены Незнакомовой).
Долго ли, коротко ли, отправились Веревкина и Явленский в Мюнхен в академию Антона Ажбе (тот обучал многих отечественных живописцев, например, Ивана Билибина, Давида Бурлюка, Кузьму Петрова-Водкина, Василия Кандинского).
Но, как это часто бывает, вскоре Марианна Владимировна забрасывает живопись. Не всю, только собственную, потому что начинает продвигать творчество Явленского (есть у женщин такой грешок — считать исключительными гениями мужчин, которые находятся рядом с ними).
Отдушину она себе, правда, нашла — начала вести дневник под названием "Письма к неизвестному", где фиксировала личные переживания и философские размышления об искусстве (кстати, считается, что Кандинский вдохновлялся именно ее идеями, когда писал свое сочинение "О духовном в искусстве").
Насчет сына Явленского. Родился он в 1902 году и ребенка герой этого романа вначале не признал (маленького Андрея представили как племянника Явленского), а сама Елена Незнакомова — служанка Веревкиной, продолжала жить и работать у художников. Тройничек-с (это была очень странная семья — между Веревкиной и Явленским близости никогда не было, то была воля самой Марианны Владимировны, женщины, вероятно, фригидной, поэтому появление на свет ребенка особенного диссонанса в жизнь этой пары не внесло).
Марианна Веревкина. "Красный город", 1910-ые. "Трагическое настроение", 1910. Городской музей современного искусства, Аскона.
Марианна Веревкина. "Красный город", 1910-ые. "Трагическое настроение", 1910. Городской музей современного искусства, Аскона.
Жили они так, уже в четвером, аккурат до начала 1920-х годов. Потом Явленский женился таки на Незнакомовой, признал ребенка и уехал восвояси, т.е назад в Германию (случилось это после успешной выставки, которую новый промоутер Явленского, Эмми Штейер, устроила для него в Висбадене — художник решил остаться там навсегда и вызвал к себе Елену и Андрея).
Дело в том, что когда в 1914 году началась Первая Мировая война всем российским подданным приказали спешно покинуть Германию в кратчайшие сроки. Так наши художники оказались в Швейцарии.
Но отмотаем пленку назад. В 1906 год — год, когда Марианна Владимировна вновь вернулась к рисованию. Источниками ее "молитвы" были Поль Гоген и Эдвард Мунк, ну и все новации времени (Веревкина и Явленский в этот период, конец 1900-х — начало 1910-х, подолгу гостили у Кандинского и Мюнтер в Мурнау, писали картины на пленэре, вошли в состав "Синего всадника").
А потом началась война и новая жизнь в Швейцарии. И новые швейцарские знакомства — с дадаистами Хансом Арпом и Тристаном Тцарой, а также с писателями Райнером Марией Рильке и Германом Гессе. Ее всегда окружали исключительные люди.
Потом в России произошла революция — ежегодные денежные выплаты Веревкиной перестали приходить и она практически осталась без средств. Аккурат в это время тяжело заболевает Явленский, они все дружной компанией (наша дамочка, ее "супружник", ее служанка и сын этой служанки) перебираются в курортный город Аскона в южной части Швейцарии. Именно здесь и произойдет разрыв Веревкиной и Явленского. И именно здесь она остается одна и останется навсегда.
Марианна Веревкина. "Город скорби", 1930ые. Городской музей современного искусства, Аскона.
"Старики", 1910ые-1920ые.
"Красное дерево", 1910. Городской музей современного искусства, Аскона.
"Фантастическая ночь", 1917. Частная коллекция.
"Молитва", 1910. Городской музей современного искусства, Аскона.
"Аве Мария" 1927. Городской музей современного искусства, Аскона.Марианна Веревкина. "Город скорби", 1930ые. Городской музей современного искусства, Аскона.
"Старики", 1910ые-1920ые.
"Красное дерево", 1910. Городской музей современного искусства, Аскона.
"Фантастическая ночь", 1917. Частная коллекция.
"Молитва", 1910. Городской музей современного искусства, Аскона.
"Аве Мария" 1927. Городской музей современного искусства, Аскона.
Но убиваться и страдать не будет, а включится в культурную жизнь это городочка — отдаст в коллекцию местного музея современного искусства кучу своих работ и работ друзей (в том числе картины Пауля Клее), в 1924 году организует художественную группировку "Большая медведица" ("Der Große Bär", которая состояла из семи членов, по числу звезд в созвездии: Вальтер Хельбиг, Отто Наймайер, Эрнст Фрик, Альберт Кохлер, Гордон мак Кух, Отто ван Райс и Ричард Сивальд) и найдет нового друга, коммерсанта из Берлина Эрнеста Альфреда Айе. Да, это по-прежнему будет исключительно духовная связь.
Жить на широкую ногу она так больше и не сможет. Будет расплачиваться своими картинами, раздавать их всем, кто попросит (отдала более 500 работ, став местной знаменитостью; горожане называли нашу дамочку "баронессой" и "асконской бабушкой") и рисовать (и продавать) почтовые открытки (финансовую поддержку художнице оказывали также ее новые знакомые — обеспеченные супруги из Цюриха, Диего и Кармен Хагман)
Марианна Веревкина "Деревенская дорога", конец 1910-х.Марианна Веревкина "Деревенская дорога", конец 1910-х.
Марианна Владимировна скончалась в 1938 году. Ей было 78 лет. И, как говорят, проводить "баронессу" в последний путь вышла вся Аскона (а в 2002 году одну из улиц Мюнхена назвали в ее честь).