Антонио Аллегри из Корреджо

Антонио Аллегри из Корреджо Жизненный путь этого замечательного художника был относительно недолог, а вот слава Корреджо настоящее имя Антонио Аллегри) пережила его на много веков. Живопись

Жизненный путь этого замечательного художника был относительно недолог, а вот слава Корреджо настоящее имя Антонио Аллегри) пережила его на много веков. Живопись этого мастера Высокого Возрождения и сегодня вызывает восхищение, не только у специалистов, и у простых зрителей.
Первоначальное художественное образование получил под руководством своего дяди, Л. Аллегри, и Бартолотти, а в дальнейшем пользовался уроками феррарского живописца Фр. Бианки, как о том сообщают дошедшие до нас весьма скудные сведения о его молодости. Весьма вероятно, что в 1510 г., по смерти Бианки, он посетил Мантую, где изучал произведения Мантеньи, и что на него также имел влияние Лоренцо Лотто.
С достоверностью известно, что в 1514 г. он находился снова в Корреджио, где к следующему году окончил исполнение для тамошнего монастыря миноритов «Мадонны со св. Франциском», находящейся ныне в дрезденской галерее и напоминающей внешним построением своих групп манеру XV в. Фр. Франчья, Л. Косту и Бианки, но уже отличающейся большей свободой движений, живостью концепции, правильностью рисунка, силой и гармонией красок. Исходя от этого, исторически признанного подлинным, произведения Корреджо, новейшая художественная критика приписывает этому художнику следующие «Мадонны», предшествовавшие дрезденской: у г. Фриццони в Милане, в галерее Уффици, во Флоренции, и в городских музеях Павии и Милана. Ко времени пребывания Аллегри в Корреджио (до 1516) относятся: «Бегство в Египет» (в галерее Уффици), «Мадонна со св. Иосифом и св. Иеронимом» (в Гамптонкортском собрании) и «Четыре святых» (у лорда Ашбуртона). Около того же времени (после 1514) он, вероятно, участвовал вместе с другими художниками в исполнении фресок дворца в Новелларе, по заказу вдовы Джампьетро Гонзаги.
В 1538 г. он переселился в Парму, где получил от образованной в духе гуманизма настоятельницы м-ря Сан-Паоло поручение украсить один из ее покоев фресками мифологического содержания. Исполняя этот заказ, он изобразил над камином Диану-охотницу, а в люнетах — купидонов, играющих с охотничьими принадлежностями, детские фигуры, в которых выразилась уже прелесть и грация его кисти.
Возвратившись на короткий срок в Корреджио, где он женился в 1519 году, на следующий год принялся за новые заказы в Парме, из которых особенно замечательны по исполнению фрески купола и пандантивов в црк. св. Иоанна Евангелиста (часть «Коронования Богоматери» снята с первоначального места и хранится в пармской библиотеке). Эти фрески представляют первое последовательное проведение нового принципа в плафонную живопись куполов: художник устраняет материальные, архитектурные преграды, и зрителю, находящемуся внизу, под куполом, изображенное действие кажется как бы происходящим под открытым небом. Одновременно с этой работой Корреджо исполнил фрески «Благовещение» (в црк. св. Марии-Аннунциаты) и «Мадонна делла-Скала» (теперь в пармской пинакотеке; первоначально помещалась над городскими воротами). Успех этих произведений был столь велик, что капитул пармского собора, в 1522 г., поручил Корреджио украсить фресками купол и хор этого храма.
Фрески хора остались не выполненными, в куполе же художник изобразил (в 1526—1530 гг.) «Взятие Богоматери на небо», — произведение, хотя и не отличающееся правильностью рисунка, однако, может считаться, с технической и живописной стороны, чудом искусства. В настоящее время оно оказывается пострадавшим до такой степени, что трудно составить себе понятие об его первоначальной прелести (оригинальный эскиз этого произведения — в Императорском Эрмитаже, в СПб.). Из картин на религиозные темы, написанных К. в раннюю пору его деятельности, первое место должно быть отведено «Обручению св. Екатерины», в котором полнейшим образом выразились пленительная грация и нежность его кисти. Копия этой картины находится в неаполитанском музее, где хранятся также грациозная Мадонна Корреджо, известная под названием «Цыганки» (La Zingarella) и «Мадонна с кроликом».
К этому же периоду относятся «Христос, являющийся Марии Магдалине в виде садовника» (в мадридском музее) и «Мадонна с корзиной» (в лондонской национальной галерее). Вскоре после 1520 г. стиль К. выработался вполне: его кисть сделалась удивительно нежной и вместе с тем сочной, а светотень дошла до верха совершенства, стала наполнять картины воздушностью, магическим блеском светлых тонов и необычайной прозрачностью теней.
Гений художника еще полнее выступает в его знаменитых картинах дрезденской галереи: «Рождество Христа» или так назыв. «Ночь» (для црк. св. Проспера в Реджо); «Мадонна с св. Севастианом» (исполненная для моденского собора) и «Мадонна со св. Георгием». С этими тремя перлами живописи могут соперничать корреджиевские «Мадонна со св. Иеронимом» (в пармской пинакотеке), прозванная «Днем», по причине неподражаемого блеска своего теплого, солнечного колорита; «Юпитер и Антиопа» (в луврском музее в Париже), «Школа Амура» (в национальной галерее, в Лондоне), «Ганимед», «Ио и Юпитер» (в Вене), «Даная» (в галерее Боргезе, в Риме), «Леда» (в берлинской галерее) — произведения, не только замечательные своим техническим совершенством, но и пленительные по своей красоте и наивной чувственности.
Два аллегорические изображения: «Триумф добродетели» и «Порок, управляемый страстями», написанные гуашью и находящиеся в луврском музее, прекрасно характеризуют последнюю пору деятельности Корреджо. Потеряв свою жену, он возвратился в 1530 г. в Корреджио, где и окончил свой век вдали от суеты света и от почестей. Созданный им своеобразный стиль нашел последователей не столько среди живописцев, непосредственно следовавших за этим мастером, сколько среди последующих поколений.
Если композицию Корреджо можно иногда упрекнуть в случайности сопоставлений, если мотивы его движений не всегда удачны и естественны, а типы голов условны, жеманны в своей самодовольной улыбке, — все эти недостатки выкупаются великим достоинством, присущим его произведениям и в котором у него не было соперников, а именно — чарующим светом, который проникает в сами тени и делает их прозрачными. Это искусство светотени, вместе с неподражаемым умением передавать чувственную прелесть юной жизни, отвели Корреджо место в ряду светил первой величины на горизонте итальянского искусства.
Картины и фрески Корреджо обладают замечательной способностью привлекать и удерживать внимание – живостью образов, сложностью композиций и ракурсов, мягкостью и одновременно смелостью контуров. Мы сделали небольшую подборку лучших работ художника.

Антонио Аллегри из Корреджо Жизненный путь этого замечательного художника был относительно недолог, а вот слава Корреджо настоящее имя Антонио Аллегри) пережила его на много веков. Живопись

Антонио Аллегри из Корреджо Жизненный путь этого замечательного художника был относительно недолог, а вот слава Корреджо настоящее имя Антонио Аллегри) пережила его на много веков. Живопись

Антонио Аллегри из Корреджо Жизненный путь этого замечательного художника был относительно недолог, а вот слава Корреджо настоящее имя Антонио Аллегри) пережила его на много веков. Живопись

Антонио Аллегри из Корреджо Жизненный путь этого замечательного художника был относительно недолог, а вот слава Корреджо настоящее имя Антонио Аллегри) пережила его на много веков. Живопись

Антонио Аллегри из Корреджо Жизненный путь этого замечательного художника был относительно недолог, а вот слава Корреджо настоящее имя Антонио Аллегри) пережила его на много веков. Живопись

Антонио Аллегри из Корреджо Жизненный путь этого замечательного художника был относительно недолог, а вот слава Корреджо настоящее имя Антонио Аллегри) пережила его на много веков. Живопись

Антонио Аллегри из Корреджо Жизненный путь этого замечательного художника был относительно недолог, а вот слава Корреджо настоящее имя Антонио Аллегри) пережила его на много веков. Живопись

Антонио Аллегри из Корреджо Жизненный путь этого замечательного художника был относительно недолог, а вот слава Корреджо настоящее имя Антонио Аллегри) пережила его на много веков. Живопись

Антонио Аллегри из Корреджо Жизненный путь этого замечательного художника был относительно недолог, а вот слава Корреджо настоящее имя Антонио Аллегри) пережила его на много веков. Живопись

Антонио Аллегри из Корреджо Жизненный путь этого замечательного художника был относительно недолог, а вот слава Корреджо настоящее имя Антонио Аллегри) пережила его на много веков. Живопись

.

Ваш комментарий