1857—1859гг. Холст, масло. Размер: 53,3 × 66 см. Музей Орсе, Париж
Чаше всего скрытое изображение на картинах можно обнаружить через странности в слоях. Иногда единственное, что может помочь, — это интуиция гения, как и получилось с самой известной картиной Жана-Франсуа Милле «Анжелюс».
Судьба этого полотна оказалась непростой.Заказчик картины из Америки Томас Эпплтон, тоже художник, по неизвестным причинам отказался ее покупать. В течение 30 лет «Анжелюс блуждал от одного коллекционера к другому. Так продолжалось до 1889 года: в этот раз в схватке за право обладания полотном сошлись Лувр и консорциум американских торговых агентов. Американцы победили, заплатив за картину рекордную по тем временам сумму — около 580 тысяч франков. (Правда, уже в 1909-м Лувр все-таки получил заветное полотно благодаря одному из французских перекупщиков.)
Простота и благочестие «Анжелюса» так заворожили зрителей, что почти в каждом французском доме появилась ее репродукция. Однако Сальвадору Дали она показалась вовсе не простой и буквально загипнотизировала художника.
Оказывается, «Анжелюс» поразила его еще в школьные годы, когда он впервые увидел репродукцию картины. Дали снова и снова писал свои варианты полотна (фигуры «Анжелюса» в том или ином виде появлялись на его картинах более 60 раз), но никак не мог соединить спокойствие сюжета и огромную скорбь, исходящую от главных героев. Как корзина с картофелем может вызывать столько печали
В итоге Дали обратился в Лувр с настойчивой просьбой исследовать картину на наличие скрытых слоев. Прихоть Дали решили выполнить и, как оказалось, не зря.
После рентгенограммы под привычным сюжетом вечерней молитвы открылась изначальная сцена — похороны младенца в поле. Молитва была вовсе не о богатом урожае картофеля. В ногах женщины стояла корзинка, в которой было укрыто тело умершего некрещеного ребенка этой супружеской пары, которому не нашлось места на христианском кладбище.
Сразу же после открытия спрятанного сюжета начали перепроверять мемуары Милле.
Выяснилось, что изначально художник назвал картину соответствующе — «Похороны ребенка в поле», но для более успешной продажи решил изменить сюжет на «более светлый».
При этом он не стал менять фигуры мужчины и женщины, которые излучали скорбь, несоразмерную обычной вечерней молитве.
Сам Дали, благодаря интуиции которого был раскрыт первоначальный смысл, не особенно удивился и прокомментировал открытие одним предложением:
«Я всегда чуял смерть в этой картине».