Анализ картины Никола Пуссена «Танец под музыку времени». Направление живописи классицизм.

Тема круговорота жизни, вечности проходит через все творчество Никола Пуссена. И эта работа, как раз очень характерна для художника. Именно поэтому я и выбрала ее для своего анализа.

Картина написана в 1634 году маслом на холсте. Размеры работы 82,5 на 104 см. Картина находится в Лондоне в Wallace Collection (Собрание Уоллеса). Картина Никола Пуссена «Танец под музыку времени» относится к мифологическому жанру и представляет направление живописи классицизм.

Анализ картины Никола Пуссена "Танец под музыку времени". Направление живописи классицизм.

Фото из свободных источников. Никола Пуссен " Танец под музыку времени".

Эта картина была написана по заказу Джулио Роспильози, впоследствии ставшим римским папой Климентом 9. Он же и подсказал художнику основные аллегории работы. Одна из версий, что художник изобразил времена года, танцующих в хороводе под музыку. Когда то картина называлась «Танец времен года, или образ человеческой жизни». Обращение к мифологии античности очень характерно для классицизма.

Четыре фигуры в едином танце, взялись за руки. Слева ребенок трубочкой выдувает воздушные пузыри, как символ недолговечности и хрупкости. Справа Орфей в образе старика играет на лире. Рядом с ним сидит мальчик с песочными часами, внимательно наблюдая, как бежит песок, символ времени.

Действие на картине Никола Пуссена «Танец под музыку времени» происходит утром. На заднем плане в небесах летит Аврора, богиня рассвета. За ней несется на своей колеснице, запряженной в четверку коней бог солнца Аполлон. В руках у него кольцо, которое изображает знаки зодиака. Его сопровождают мифологические персонажи Оры. Четверка скакунов Аполлона разного цвета, так же как и танцующие фигуры.

Четыре танцовщицы символизируют времена года или разные состояния человеческой жизни: бедность, труд, богатство и роскошь. Здесь мнения искусствоведов разделились, и они по-разному трактуют смысл этих фигур. Ассоциируя осень с бедностью, зиму с трудом, весну с богатством, а лето с удовольствием.

Это не важно, для самого прочтения содержания картины. Главное здесь это повторение одного и того же жизненного цикла, скоротечность времени и человеческой жизни.

Композиция картины уравновешенная, классически выверенная и законченная, как и должно быть в классицизме. Расположение фризовое, театральное. Действие происходит как на сцене. Это подчеркивают симметрично расположенные справа и слева архитектурные элементы, фигура божества.

Сюжет картины разворачивается на фоне красивого идеального пейзажа. Снежные горы, изгибы реки, холмы, ажурные деревья. В картине низкий горизонт и много пространства занимает небо. Оно пишется возвышенно. Солнце пробивается сквозь тучи, где несется колесница Аполлона. Синева чистого высокого неба в левом верхнем углу картины. Пейзаж определяет настроение всего полотна. Он разбит на планы и показывает красоту идеального мира, что тоже характерно для классицизма.

Главное на чем сосредотачивает внимание художник, это ритм и движение в композиции. Положение рук и ног танцующих, развевающиеся драпировки, ритм ярких пятен на серебристом мягком фоне — все создает эффект движения в танце. Образы решаются в классическом ключе, они соответствуют канонам красоты античности. Здесь нет индивидуальности и жизненной приземленности. Образы идеальных людей в мифологическом мире.

Яркий поток света освещает танцующие фигуры двух женщин, на переднем плане. Одна из них с улыбкой смотрит на зрителя. Они одеты в белую и синюю накидку. Контрастность решения складок на их одежде, самые яркие цветовые пятна, проработанность деталей делают их композиционным центром. В позах много театральности и надуманности.

Колорит на картине Пуссена вторичен, он подчиняется рисунку, который здесь главный. Скульптурность форм, пластика тел важнее живописных нюансов. Локальный цвет звучит монументально и декоративно.

Художник сознательно пишет красивый и совершенный мир далекий от реальной жизни. Идеальный мир ясности и разумности на картинах Пуссена торжественный и яркий. Самое главный критерий у художника это разумность человека, поэтому в его работах, столько много символизма и уравновешенности.

Никола Пуссен, как художник классицизма брал за основу образ античности и Высокого возрождения. Здесь нет эмоциональности, все персонажи собраны и спокойны, даже излишни холодны.

Основой классицизма стала теория рационализма, опирающаяся на философскую систему Декарта. Предметом искусства могло быть только прекрасное и возвышенное, что Никола Пуссена и изображает на картине «Танец под музыку времени».

Остается только добавить, что тема круговорота жизни, вечности стала одной из самых главных и любимых в творчестве Пуссена.

источник

Ваш комментарий