«Аллея парка», Исаак Израилевич Бродский

«Аллея парка», Исаак Израилевич Бродский 1930г. Холст, масло. Размер: 125×108 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (соцреализм) Картина имеет интересную историю. В старинной

1930г. Холст, масло. Размер: 125×108 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (соцреализм)
Картина имеет интересную историю. В старинной парковой аллее ученик Репина — Исаак Бродский изобразил женщин и детей, одетых по советской моде. Особенностям сцены соответствует авторская дата на полотне — 1930 год. На первый взгляд ничем не примечательная работа: картин на «парковую» тематику у Бродского было много. Однако чем дальше в парк — тем больше красочных слоев.
Сотрудница Третьяковской галереи И.А.Пронина обратила внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Это полотно долгое время считалось утерянным, а его репродукция была опубликована лишь в довольно редком издании 1929 года. С помощью рентгенограммы исчезнувшая мистическим образом римская аллея была найдена — прямо под советской. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений. Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский.
На рентгеновском снимке видны исправления, которые художник внес в композицию картины 1911 года, в целом не изменив ее. Он записал беломраморные статуи, стоящие по обочинам дорожек. На заднем плане «выстроил» павильон. Сидящую под деревом женщину заменил стоящей. Детей в центре, играющих в серсо, лишил обруча и усадил на корточки. И всех переодел согласно времени. Римская аллея сохранила прежнее великолепие, но превратилась в советский парк, и вместо прежней даты — «1911» художник поставил новую — «1930».
На вопрос, почему Бродский решил спрятать свою римскую аллею, исследовали ответа не нашли. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было.

«Аллея парка», Исаак Израилевич Бродский 1930г. Холст, масло. Размер: 125×108 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (соцреализм) Картина имеет интересную историю. В старинной

«Аллея парка», Исаак Израилевич Бродский 1930г. Холст, масло. Размер: 125×108 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (соцреализм) Картина имеет интересную историю. В старинной

«Аллея парка», Исаак Израилевич Бродский 1930г. Холст, масло. Размер: 125×108 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (соцреализм) Картина имеет интересную историю. В старинной

«Аллея парка», Исаак Израилевич Бродский 1930г. Холст, масло. Размер: 125×108 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (соцреализм) Картина имеет интересную историю. В старинной

.

Ваш комментарий