ПИКАССО с сарказмом называл ШАГАЛА летчиком (потому что у него на картинах все летают), а Шагал не менее саркастично в ответ называл Пикассо — разделочный нож (потому что у него на картинах части тела в разных местах).
Они дружили 40 лет. Сорок! И все 40 лет подкалывали друг друга. Например, Шагал говорил: "Какой гений этот Пикассо, жаль, что он не рисует". Пикассо парировал: "Я не знаю, где он находит эти изображения. У него, должно быть, ангел в голове".
Дадада, вам не показалось, Шагал действительно отличался более едким цинизмом (Пикассо, напротив, был страшно нетерпим).
Вот ведь как бывает, Шагал никогда не сказал ни одного доброго слова в адрес своих современников — коллег по искусству. В особенности, не любил он и не признавал абстрактную живопись, утверждая, что такого рода творения вызывают у него такие же эмоции, что и плюющий в общественном месте человек. Ауч😅 А вот Пикассо он считал великим и они довольно часто обменивались любезностями (немного переиначив правило: друг тебя не похвалит — никто не похвалит).
В конце 1940-х они оба увлеклись производством и росписью керамики. В 1948 году Пикассо жил на Лазурном берегу — снимал мастерскую "Мадура" в Валлорисе. Шагал обосновался рядом в городке Ванс и частенько навещал своего товарища. Да и разве есть что-то лучше, чем поработать с другом в одной мастерской!?
Конечно есть — не работать с другом в одной мастерской😂 Особенно с детьми, ибо тогда дети становятся шпионами на службе двух гениев. Как сообщает Давид Макнил, сын Марка Шагала и Вирджинии Хаггард-Макнил, "когда мы работали в мастерской, мимо дверей все время шныряла какая-то девчушка, может, это и в самом деле была Палома, во всяком случае, отец тоже посылал меня с заданиями: "Посмотри, что он там делает?" или "Какая у него глина?"".
У Пикассо даже есть тарелка а-ля Шагал — не плагиата ради, забавы для.
А потом случился 1964 год — год ссоры, которая разлучила друзей навсегда.
Дело было так. Прелюдией к этой встрече послужило теплое письмо, которое Шагал отправил Пикассо из Хай-Фоллза.
К письму он приложил свою фотографию с Давидом и написал, что очень надеется встретиться с другом после возвращения во Францию. Пикассо повесил ту фотографию в своей мастерской.💔
И вот встреча состоялась — это был званый обед в доме Териада. И все шло довольно весело — Шагал и Пикассо словестно-колко фехтовали друг с другом, чем весьма развлекали собравшихся.
Позже, в своих мемуарах Франсуаза Жило вспоминала ("Моя жизнь с Пикассо"), что Пикассо был в тот день в дьявольском настроении. Перед едой он заставил Териада снять картину Боннара, потому что его "от нее тошнило". Более того, у художника всегда портилось настроение при виде худосочных женщин, а сама Франсуаза, как и Вирджиния Хаггард, были тогда худыми.😅
И вот настал момент Х.
Пикассо спросил у Шагала: "Когда вы возвращаетесь в Россию?".
Шагал сделал выпад первым: "Сразу после вас. Я слышал, там вас очень любят. Чего не скажешь о ваших работах. Попробуйте поработать там, а я посмотрю, как это у вас получится".
Пикассо нанес ответный удар: "Полагаю, в вашем случае это вопрос бизнеса. Вы не отправитесь туда, если только в этом не будут замешаны деньги".
Франсуаза вспоминала, что Шагал на этот язвительный укол ответил улыбкой, но внутри себя был взбешен, как бык. На этом сороколетняя дружба Пабло Пикассо и Марка Шагала закончилась.
А незадолго до того рокового дня Шагал и Пикассо повстречались — Марк Захарович выходил из музея Гримальди в Антибе, куда ходил смотреть новые картины Пикассо, написанные на огромных белых панелях; Пикассо тоже пришел полюбоваться на себя. Шагалу работы друга очень понравились — в них не было агрессии. Он так и сказал об этом Пикассо и тот расцвел в довольной улыбке.
Они вообще не скупились на комплименты в адрес гения друг другла. Еще в 1950-х Пикассо сказал: "После смерти Анри Матисса, Шагал стал единственным, кто правда знает все о цвете и легко им орудует. Мне не очень нравятся его фигуры ослов, петухов или скрипачей, однако это не отменяет того факта, что они вплетены в общую канву, а не просто собраны в одном месте. Большинство его последних работ в Венце убеждают меня в том, что с момента появления Ренуара и до сегодняшнего дня не существовало никого, кто управлял бы цветом и тенями так мастерски, как это делает он".
После 1964 года ни один из них не скажет о бывшем друге теплого слова… Они неистово будут стараться не упускать возможности оскорбить или задеть, намеренно унизить или раскритиковать стиль другого.
Марк Шагал прожил 98 лет.
Пабло Пикассо 91.
Они оба были эмигранты, оба стали звездами первой величины, оба были верны предмету, правда, каждый по-своему: Пикассо через ФОРМУ, Шагал через ЦВЕТ.
И оба были импульсивны.