А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

Питер Пурбюс "Портрет Яна ван Эйеверве", 1551. Музей Грунинге, Брюгге.

Как вы думаете, что объединяет "Портрет Яна ван Эйеверве" (1551) кисти Питера Пурбюса и Алтарь Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова (1485-1490) кисти Ханса Мемлинга?

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

Ханс Мемлинг. Алтарь Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, 1485-1490. Госпиталь святого Иоанна, Брюгге.

Ответ: то, что они оба фламандские живописцы из Северного Возрождения не принимается. 😂

Раз, два, три, четыре, пять — ПОДЪЕМНЫЙ КРАН.

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

Не удивляйтесь. Во-первых, это Северное Возрождение, а в нем всегда много всего неожиданного. Во-вторых, это Возрожение, когда человек стал мерилом всех вещей, а значит и мир, окружающий этого человека больше нельзя трактовать как символ, его нужно видеть как реальность. Более того, реальность, современную именно этому человеку. (ренессансный реализм).

А из окна дома преуспевающего торговца вином Яна ван Эйеверве как раз открывался вид на этот огромный кран, с помощью которого выгружали товары с судов, приплы­вавших по каналам с моря (благосостояние Брюгге зиждилось на торговле, а площадь, на которой это чудо техники располагалось, до сих пор носит название "площадь Крана").

Из келий двух Иоаннов, если бы они у них были конечно, вид открывался бы совсем другой. Но, повторюсь, это Возрождение, а значит и Священная История будет трактоваться как событие человеческой жизни, происходящее здесь и сейчас. Поэтому сюжет будет помещен в реальную обстановку. Мемлин, как и любой другой художник эпохи Возрождения, смотрит именно в свой мир, в свою реальность.

Более того, на подъемном кране сидит журавль. Но не стоит искать тут скрытых смыслов, усложнения ни к чему (искусство Северного Возрождения и так богато на всякие дополнительные содержательные моменты) — это просто юмор, т.е игра слов. Дело в том, что слова "кран" и "журавль" на нидерландском пишутся одинаково — kraan. И никакой мистики.😁

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

Это история была про то, что на искусство необходимо смотреть больше 5 минут, а еще желательно внимательно его разглядывать, дотошно (но не до тошноты😅) — смотри и прозреешь.😂

Поверьте, это очень радостное чувство — вдруг обнаружить там, в самом дальнем углу картины, какую-то совершенно неожиданную деталь.

Игрушечную колыбель в руках женщины, например ("Дева среди дев", мастер легенды св. Луции).

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

Мастер легенды святой Луции "Дева среди дев", конец XV века. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель (неизвест­ный фламандский художник конца XV — начала XVI века. Псевдоним дан ему по алтарю со сценами из жизни святой Луции, сделан­ному для церкви Святого Иакова в Брюгге).

Это атрибут св. Христины. Согласно ее житию, орудием одной из пыток девы именно была раскаленная железная колыбель, наполненная кипящим маслом. Ни эта, ни многие другие казни не погубили девушку — палачам удалось убить ее только с помощью стрел, поэтому у святой Христины два атрибута. Стрела и маленькая колыбелька.

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

Или книжку за решеткой, которую листает некий мужчина в зеленом дублете и красном капюшоне там, аккурат в глубине бокового нефа храма (Алтарь семи таинств, Рогир ван дер Вейден).

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

Рогир ван дер Вейден. Алтарь семи таинств, 1445–1450. Королевский музей изящных искусств, Антверпен.

С XIII века католические священники запирали под замок молитвословы (псалтыри и бревиарии), по кото­рым можно было следить за ходом мессы и чтением евангельских отрывков — т.е читать их можно, с собой унести нельзя (то для бедных, у богатых были свои собственные — если присмотреться, то можно найти даму с таким молитвенником в руках).

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

Или в сцене Благовещения Робера Кампена найти крохотный листок с изображением св. Христофора.

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

Предположительно Робер Кампен "Благовещение", ок. 1415–1425. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

Потому что святой Христофор несет на плечах младенца Иисуса, так же как Дева Мария после получения от архангела благой вести понесет младенца Христа в своей утробе.

Таких примеров масса и найти их сравнимо с чувством выполненного долга 😂 — торжеством первооткрывателя. Вы есть Колумб, а, найденные вами, ноги Икара с картины "Падение Икара" Питера Брейгеля есть Америка.

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

Придумывали художники эти дополнительные подробности не только из-за въедливого взгляда в свой мир, но чтобы усилить удовольствие заказчика от просмотра картины. Все-таки Колумбом быть приятно.

источник

Ваш комментарий