Belgian, 13 апреля 1860–1949) — выдающийся художник-символист, яркий представитель авангардного искусства XX века. У себя на родине он возведен в ранг национального героя и удостоен баронского титула. И такие почести ему воздаются не случайно: так Бельгия выражает свою признательность самому известному национальному живописцу, заслужившему мировое признание. Джеймс родился 13 апреля 1860 года в небольшом городе Остенд на берегу Северного моря. Отца он почти не знал, следы родителя затерялись где-то в Америке, куда тот поехал по делам. Зато отношения с матерью были очень теплые. Она была владелицей устричной лавки, где продавались не только дары моря, но и карнавальные маски, мелкие индийские безделушки, яркие китайские веера и так далее. Возможно, постоянное общение с пусть примитивными, но все-таки предметами искусства, рано пробудило в мальчике желание самому создавать прекрасное. Он увлекся рисованием, его первыми работами стали очень точные зарисовки живописных окрестностей.
В 17 лет юноша перебрался в Брюссель, где посещал занятия в Академии художеств. Он быстро понял, что его привлекает не академическая живопись, а творчество Халса, Рембрандта, Гойи, Калло, и начал самостоятельно изучать их манеру письма. К середине 80-х годов XIX века Энсор стал довольно известным художником у себя на родине. Он принял участие в нескольких выставках, где представлял свои пейзажи и интерьерные картины, которые сам называл «impression», подчеркивая тем самым приверженность к новому направлению парижского авангарда. В 1884 году в Брюсселе сложилось общество представителей искусства, которое вошло в историю европейской культуры под названием «Группа ХХ» или «Двадцатка». Энсор был одним из ее создателей. Члены этого объединения организовывали художественные чтения, концерты и выставки живописи, где дебютировали картины таких авторов европейского авангардного направления, как Сёра, Писсаро, Тулуз-Лотрек, ван Гог, скульптор Роден. Не раз экспонатами этих выставок становились и работы Энсора. Он сразу обратил на себя внимание картинами, которые можно назвать одним словом – маски.
Английский писатель Оскар Уайльд как-то заметил, что «маска всегда выразительнее лица». Эти слова как нельзя точнее отражают суть творчества художника того периода. Он «приклеивает» грубые балаганные маски, символизирующие всевозможные пороки, на благопристойные лица персонажей своих картин. И сразу же хитрость, жадность, похоть, трусость, лицемерие — одним словом, все, что обычно старательно прячется от посторонних глаз, — становится явным.
Энсор скрылся — как на старом чердаке, за сувенирные маски, которыми торговали в родительской лавке. «Я с радостью спрятался в одиночестве, где миром правит могущественная и сверкающая маска. Маска кричит мне: Свежесть тона, яркая мимика, пышный декор, неуправляемые движения, восхитительная вибрация!». Его картины — как театральный занавес, скрывающий темноту пустой сцены. Художник — скелет в рабочем пиджачке — тщится зарисовать открывшуюся ему бездну, как будто заранее зная о событиях следующего века. Вот он — в центре масочного карнавала, на другой картине — подглядывает за сражающимися скелетами, делящими один труп.
Энсор умер в 1949 году, прожив почти 90 лет. Последние полвека художник практически не писал ничего нового, все его работы — в основном это были офорты — повторяют сюжеты его же картин. Но за то относительно недолгое время, которое жизнь отпустила ему на творчество, он успел сказать свое слово в нескольких авангардных направлениях живописи: импрессионизме, экспрессионизме и сюрреализме.