«Аул Гуниб в Дагестане», Иван Константинович Айвазовский

«Аул Гуниб в Дагестане», Иван Константинович Айвазовский 1869 г. Холст, масло. Размер: 133x170,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Иван Айвазовский вошел в историю искусства как

1869 г. Холст, масло. Размер: 133×170,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Айвазовский вошел в историю искусства как великий маринист — мастер изображения моря. Но были у него картины и в других жанрах: некоторые написаны в те годы, когда он только искал себя, другие — забава уже признанного мэтра. «Аул Гуниб в Дагестане» относится к тем картинам, в которых Айвазовский узнается с трудом, Ее полное название: «Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны».
В 1868 году Айвазовский совершил путешествие на Кавказ. Путь его пролегал через Владикавказ, Северный Дагестан, Дарьяльское ущелье, Сухуми, Закавказье и Армению. На этой картине изображен аул Гуниб — последняя ставка имама Шамиля. Именно здесь 25 августа 1859 года предводитель повстанцев был пленен войсками Кавказской армии под командованием генерал-адьютанта Александра Ивановича Барятинского. Так что это полотно — не просто горный пейзаж, но и похвала русскому оружию, как это часто бывало у Айвазовского.
Мощные хребты знаменитого дагестанского плато, освещенные золотисто-розовым солнечным светом, возвышаются над голубым полумраком ущелья. На фоне череды уходящих к линии горизонта кряжей вздымается к небу гора Гуниб, изрезанными глубокими расщелинами. На плоской вершине этой природной крепости, посреди большой ложбины, виден аул с еле различимыми саклями, словно вросшими в каменную твердь. Узкая тропа, серпантинной лентой обвивающая крутые склоны, — единственный путь к уединенному селению.
Прославляя красоту и величие мира, Айвазовский усиливает в картине декоративный эффект. Он смело сопоставляет звонко контрастные плоскости чистых красно-оранжевых, ярко-синих и ультрамариновых цветов, предвосхищая находки живописцев начала ХХ века.

Источник

Ваш комментарий