Советский художник, поэт, искусствовед Лев Евгеньевич Кропивницкий (1922–1994) — яркий представитель «Лианозовской группы», ставшей одним из первых художественных объединений, противопоставивших себя официальной культуре.
Несмотря на оттепель, где-то с 1930 по конец 1980-х гг. официальным и единственным транслируемым искусством в стране был соцреализм, жанр, объективно отражающий социалистическую действительность. Принадлежность к этому художественному течению в то время в значительной степени поддерживалась государством: художник был обеспечен возможностью официально выставлять работы, иметь членство в СХ.
Лев Кропивницкий стал одним из первых, кто в конце 1950-х обратился к абстрактной живописи. Пройдя войну, сталинские лагеря и ссылки, стремясь творить новое искусство, он отбрасывал внешнее и предметное, наполняя свои работы внутренним напряжением. По словам художника, в его «абстрактной живописи, скупой по колориту и экспрессивной по содержанию, отложились испытания прошедших тяжелых лет… она освобождала, помогала сбросить этот непосильный, давящий груз». Эмоциональная, спонтанная, свободная манера письма, фактурность красочного слоя определяют его полотна тех лет. В конце 1960-х – 1970-е годы Кропивницкий обращается к фигуративному искусству, органично сочетая «народную», немного наивную манеру письма с остротой и динамикой экспрессионизма.
Лев Кропивницкий активно участвовал в московских квартирных и зарубежных художественных выставках 1960–1970-х годов и в своем стремлении «создать живописную форму, соответствующую духу времени и психологии века», стал легендой советского нонконформизма.