Иван Селиванов родился в бедной крестьянской семье в Архангельской губернии в Шенкурском уезде в Едемском сельсовете д. Васильевской (Литвиново).
Позднее он писал: «Я рожден своей мамушкой Татьяной Егоровной не для больших денег, не для роскошной жизни, а просто для жизни, как всякое живое существо в природе. Воспитывался среди нищенского сословия. Вся моя жизнь, весь мой труд прошли задарма, а зачем — я не знаю. Неужели найдутся такие люди, проглотят мой труд, как жадный крокодил, или выбросят Будущие поколения таких людей не похвалят».
Работал кузнецом, слесарем, кочегаром, печником сторожем, жил трудно и скудно.
А дальше жизнь сложилась так: долгие годы скитался. Побывал во многих городах. Он уезжал на стройки в Мурманск, Архангельск, Онегу, Свердловск, Запорожье. Здесь он и выбрал себе жену Варвару Илларионовну на весь жизненный путь. Вместе с ней он уехал в Ленинград, где их и застала Великая Отечественная война. Именно оттуда в 1941 году Иван Егорович эвакуирован в Кузбасс. Сначала живет в Новокузнецке, Мундыбаше, работает молотобойцем, грузчиком, слесарем, штукатуром. Об искусстве никогда не думал, не было времени…
А в 1943 году переезжает в Прокопьевск.
В городе шахтеров он определился на железную дорогу обходчиком. Жили в посёлке Голубевка. А место, где позднее, в 1951 году, построил себе Иван Егорович дом, называлось Марсом. От него веяло экзотикой, романтикой, космосом. Недаром Иван Егорович летними вечерами сидел на крыльце дома и смотрел на звёзды над головой.
Не сразу Селиванов пришёл к мысли о живописи. В 1946 году он увидел в магазине картину. Красочность стога сена удивила его, разбередив душу. По собственным его словам, «в жизни переворот произошёл, во всём организме буря поднялась, как в море». Захотелось рисовать самому.
Рисовать начал уже в зрелом возрасте, сначала карандашом, потом акварелью и маслом. В 40-х годах поступил на курсы Заочного Народного Университета Искусств, и долгие годы был прилежным учеником. Благодаря преподавателям ЗНУИ все работы Селиванова были собраны и получили известность не только у нас в стране, но и за рубежом.
Селиванов — один из прототипов главного героя фильма «Серафим Полубес и другие жители Земли» — о деревенском художнике-самоучке, так называемом «наивном» живописце. Внимание зрителей буквально приковали кадры, в которых показывались работы самодеятельных художников. Собака. Корова. Петух. Девочка кормит кур. Кот. Автопортрет. Картины поражали чистотой изумленного детского взора и зрелостью почерка мастера.
Работами Ивана Егоровича восхищались в Париже, Лондоне, Праге, Берлине, Будапеште, Бонне, Монреале, Нью-Йорке, а на сеансе «Серафима Полубеса» в центральном кинотеатре Прокопьевска никто не обратил внимания на старичка, которого привели две учительницы. Так состоялась премьера для самого Селиванова.
В 1990 году издательство «Молодая гвардия» выпустило книгу И. Е.Селиванова и Н.Г.Катаевой «И была жизнь…», посвященную И. Е.Селиванову. Книга содержит в числе прочего его дневники. Иван Селиванов не продавал свои работы. Он отсылал их в Москву — для потомства, для новых поколений.
Именно Москва и «открыла» Селиванова. Фильмы о нем, выставки — все задумывалось и организовывалось здесь. Местные же власти и представители «творческой интеллигенции», «профессионалы» художника не признавали. В последние годы жизни Селиванов был на государственном обеспечении, жил в выстроенном на территории интерната для ветеранов труда домике в поселке Инском Беловского района Кемеровской области.
Последняя прижизненная выставка И.Е. Селиванова состоялась в 1987 году — в год 80-летия художника. Своё 80-летие Иван Егорович встретил известным самодеятельным художником Российской Федерации. На территории Инского дома-интерната он написал свои последние картины: «Автопортрет» и «Портрет матери». Над этим Иван Егорович серьёзно задумался и стал вспоминать, какой же осталась в его памяти мама. Не видел он её с двадцати лет, она умерла в 1937 году. И вот на картине появляется лицо истинной северянки из деревни Васильевской Шенкурского уезда Архангельской губернии. Светлые глаза, светлые пышные волосы, привычно собранные в пучок, простое русское лицо. Крестьянка, руки которой пряли, ткали, месили тесто, обрабатывали крохотный клочок земли. Женщина горькой судьбы, оставшаяся без мужа с тремя детьми и вынужденная отправить их, подросших, оторвав от сердца, «в люди». Высшая простота, даже святость в этом лике. Нужно было прожить такую долгую и трудную жизнь, какую прожил Иван Егорович, чтобы постичь образ матери и увидеть в родных чертах проблеск вечного.
Умер художник в 1988 году в полном одиночестве, брошенный друзьями и поклонниками, философствовавшими над каждым дюймом его живописи, по поводу каждого написанного им слова. Селиванов оставил нам образы жизни своей большой. Оставил и вещее слово: «Человек живет до тех пор, пока радуется жизни». Оставил не полностью оцененные писания-сказания, начатую повесть о двух архангельских мальчишках.